Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!

  • 14.05.2024
  • 699
  • Время чтения: 13 минут
Читать статью Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!

Раздел: Про детей

Ребёнок в год не говорит? Можно списать на индивидуальный темп развития. Ему исполняется два, а речи нет? Родителей это настораживает. В три они бьют тревогу. Раньше это называли задержкой речевого развития, сейчас — моторной алалией, или расстройством экспрессивной речи. Разбираемся, что это такое и какие методы помогают поставить диагноз.

Что такое моторная алалия?

Моторная алалия — это отсутствие или значительное нарушение активной речи без явных на то причин. То есть у ребёнка никак не нарушены слух и умственные способности. На КТ и МРТ отсутствуют повреждения тех участков головного мозга, которые отвечают за речь, иначе это была бы вторичная алалия. Но ребёнок при этом или молчит, или разговаривает очень ограниченным набором слов и фраз, который не соответствуют возрасту.


Обычно дети с алалией тяжело овладевают речью и сильно отстают в этом навыке от сверстников. При этом они понимают, что им говорят, и выполняют различные просьбы. Если ребёнок не понимает обращённую к нему речь, это уже другая ситуация.

Речевые проявления патологии могут разными:

  • отсутствие речи: например, ребёнок в год не говорит и при этом не использует даже лепет, а объясняется жестами и отдельными звуками;
  • невнятная речь, неправильно запоминает значение слов;
  • снижен словарный запас;
  • ему трудно повторить фразу, если и произносит её, то может путать слова местами, переставлять слоги;
  • регулярно совершает ошибки в окончаниях, чаще говорит в именительном падеже;
  • пропускает слова, звуки и слоги;
  • заменяет слова на похожие по звучанию.

Кроме задержки речи, со временем проявляются и другие признаки:

  • проблемы с мелкой моторикой;
  • неловкость в координации;
  • сложности с выполнением точных движений языком и губами: например, если попросить высунуть язык и сделать им круговое движение, это вызовет затруднение;
  • проблемы в социальной адаптации, из-за этого ребёнок может стать нервным, замкнутым или выдавать вспышки агрессии и истерики;
  • сложно запоминает новые слова;
  • начинает отставать в учёбе из-за речевого барьера;
  • может проявиться дисграфия и дислексия.

И другие её виды

Помимо моторной, есть ещё два вида алалии. Если в случае с моторной ребёнок все понимает, но есть сложности с речью, то:

  • в случае с сенсорной алалией (расстройство импрессивной речи) ребёнок не понимает обращённую речь, хотя со слухом у него всё в порядке и он способен произносить слова;
  • в случае с сенсорно-моторной алалией нарушено и понимание речи, и активное говорение. Её проявления часто путают с расстройством аутистического спектра.

Причины моторной алалии 

К сожалению, ситуация с этой патологией напоминает дислексию: проблема есть, а точная причина неясна. Предполагается, что дело в некорректной работе нейронных связей, но это невозможно подтвердить или опровергнуть доступными методами диагностики. Поэтому в случае с расстройством экспрессивной речи можно говорить лишь о факторах, которые повышают риск развития этого состояния.


Факторы, влияющие во время беременности:

  • выраженная гипоксия плода (недостаточное обеспечение кислородом);
  • инфекционные заболевания у мамы во время беременности: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др.;
  • тяжёлый токсикоз;
  • ушиб живота;
  • резус-конфликт с угрозой прерывания беременности;
  • приём токсичных лекарств;
  • употребление алкоголя и наркотиков.

Факторы, влияющие во время родов:

  • серьёзная родовая травма и асфиксия;
  • ребёнок родился недоношенным;
  • также могут повлиять: стремительные роды, обвитие пуповины, отслойка плаценты, стимуляция родов, наложение щипцов.

Факторы, влияющие в период новорождённости и раннего возраста:

  • травмирование головы;
  • менингит, энцефалит и другие формы нейроинфекции;
  • дефицитные состояния: тяжёлая анемия, белково-энергетическая недостаточность, рахит;
  • сильное психологическое потрясение: например, долгая разлука с мамой.

Наследственность:

  • у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, в два–четыре раза;
  • выше риск в семьях, где есть специфические расстройства речи: задержка развития речи, заикание, аномально быстрая речь (тахилалия), дефекты произношения.

Факторы окружающей среды:

  • социально неблагополучная обстановка;
  • педагогическая запущенность.

Не всё так однозначно: какие бывают нарушения

Есть несколько классификаций, которые используют разные специалисты — врачи, логопеды, психологи. Разберём клинико-педагогическую — её чаще всего применяют в России, в том числе когда решают вопрос о переводе ребёнка в логопедическую группу в детском саду.


Моторную алалию в этом случае врачи записывают в карточке ребёнка как ОНР — общее недоразвитие речи. Туда могут быть внесены и другие сокращения, которые указывают на проблемы с речью. Но они могут использоваться и для случаев, не относящихся к моторной алалии. Например, при задержке речи вследствие глухоты тоже применяется клинико-педагогическая классификация, но основной диагноз будет уже другим.

ФН — фонетические нарушения. В этом случае есть трудности с произношением конкретных звуков: одного или нескольких. Например, ребёнок не выговаривает «Р» и «Л».

ФФН — фонетическо-фонематическое недоразвитие. Есть нарушение произношения, как в предыдущем пункте, но помимо этого, наблюдаются проблемы с восприятием звуков на слух, ребёнок их путает.

ОНР — общее недоразвитие речи. Ребёнок с отставанием овладевает речью в целом, а не только отдельными звуками. В зависимости от степени отставания выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. В отличие от других классификаций чем больше цифра, тем легче ситуация:

  • ОНР I уровня — речь полностью отсутствует;
  • ОНР II уровня — у ребёнка есть небольшой набор слов, которым он пользуется, но при этом есть проблемы с произношением, путает звуки и слоги, использует неправильные формы слов, практически не строит фразы;
  • ОНР III уровня — произношение колеблется с переменным успехом, в речи есть простые фразы, а сложные строить он не может. Заменяет похожие звуки друг на друга;
  • ОНР IV уровня — ребёнок разговаривает фразами, но говорит нечётко, с «кашей во рту». Есть отдельные ошибки в произношении и окончаниях слов.

Как ставят диагноз?

Для диагностики моторной алалии нужен междисциплинарный подход с вовлечением разных специалистов: логопеда, невролога, детского психиатра и других. При этом диагностика может быть «случайной», например, при плановых профилактических осмотрах. А может быть целенаправленной, когда проблема уже стала очевидной.

Скрининги на профосмотрах

Скрининг — своего рода «сито», через которое просеивают всех детей, и обнаруживают тех, кто явно отличается от привычных параметров. В этом случае ребёнка направляют на дообследование.


В случае с моторной алалией это плановый профилактический осмотр, который проводят в два года. Он включает анкетирование родителей с использованием специального опросника. Обычно используется «Макартуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста». Помимо этого, во время профосмотра врач-педиатр и невролог обращают внимание на развитие ребёнка, в том числе на речь.

Детей из группы риска направляют на осмотр к детскому психиатру, так как он обладает максимальной компетенцией в этом вопросе и сможет отличить алалию от других расстройств. А уже для уточнения формы алалии и её коррекции понадобится логопед, который специализируется на этой теме.

Как проходит приём у детского психиатра?

Сначала врач расспрашивает родителей ребёнка, какие есть жалобы и что им предшествовало, как в целом развивался ребёнок, начиная с маминой беременности, чем болел, в каком возрасте овладевал разными навыками, какая у него наследственность. Это называется сбор анамнеза. Лучше заранее подготовиться к приёму и выписать все ключевые моменты и даты.

Такой анамнез помогает:

  • установить, если ли наследственная предрасположенность к развитию расстройства экспрессивной речи (моторной алалии) и других особенностей психики;
  • оценить, какое было состояние здоровья у мамы во время беременности, были ли факторы риска для развития моторной алалии: серьёзные заболевания обмена веществ, интоксикации (курение, алкоголь, токсичные лекарственные препараты), токсикоз, инфекционные заболевания;
  • выяснить, какие болезни и стрессовые ситуации перенёс ребёнок с момента рождения до текущего момента;
  • понять, как у ребёнка протекали возрастные кризисы: вовремя или с задержкой, ярко или сглажено и т. д.;
  • узнать, как у ребёнка поэтапно формировались навыки коммуникации, в том числе речь, а также мелкая и крупная моторика и эмоциональный интеллект;
  • уточнить, как сформированы навыки самообслуживания, какое поведение в коллективе и внутри семьи;
  • понять, какие отношения существуют внутри семьи и какая там психологическая обстановка, а также какие методы воспитания используются.

Во время осмотра врач-психиатр обязательно описывает психический статус ребёнка, где учитывает:


  • как ребёнок себя ведёт в целом: насколько активный, как реагирует на просьбы взрослых, стесняется или легко идёт на контакт и т. д.;
  • нет ли такого, что ребёнок не понимает обращённую речь;
  • какие способы коммуникации у него есть и как он ими пользуется: речь, мимика, жесты;
  • знания ребёнка о своём ближайшем окружении и о мире в целом;
  • особенности эмоционально-волевой сферы;
  • как развита крупная и мелкая моторика;
  • насколько речь и интеллект соотносятся с возрастными нормами;
  • какие у ребёнка есть психологические особенности, помимо трудностей с речью;
  • психологический портрет родителей, тип воспитания, их отношения с ребёнком.

Врач проводит и общий осмотр ребёнка, это тоже важно. Оценивает его физическое развитие, здоровье органов и систем, в том числе неврологическую симптоматику.

Консультации других специалистов

Чтобы уточнить диагноз моторной алалии (расстройства экспрессивной речи), ребёнка могут направить:

  • к логопеду, чтобы уточнить, с какими звуками и речевыми конструкциями нужно работать, и составить план коррекции;
  • педиатру, чтобы исключить у ребёнка белково-энергетическую недостаточность, заболевания обмена веществ и другую патологию, которая может косвенно влиять на развитие в целом и речь в частности;
  • оториноларингологу — исключить проблемы со слухом;
  • неврологу — определить, есть ли неврологические проблемы и какие именно.

Дополнительное обследование

Лабораторные анализы при алалии не показательны. Из инструментальных методов исследования в отдельных случаях ребёнка направляют на ЭЭГ — электроэнцефалографию. Но это актуально при подозрении на эпилептическую активность.

Также могут направить на МРТ (магнитно-резонансную томографию) головного мозга, если нужно исключить органическую патологию.

Подходы к лечению моторной алалии: что нужно знать родителям

Главный метод коррекции моторной алалии — это работа с логопедом, дефектологом и нейропсихологом. И комплексный подход к проблеме. Если есть сопутствующие неврологические и психологические проблемы, то ребёнка также будут наблюдать невролог и психолог.


Самый оптимальный возраст для начала плотной работы с логопедом — это два–четыре года. После пяти лет тоже можно и нужно заниматься коррекцией моторной алалии, это даст результаты. Но они будут менее высокими, чем при раннем начале.

Самолечение не даёт полноценного эффекта и затрудняет работу логопеда, так как переучивать неправильно выученный звук гораздо сложнее, чем разучить с ребёнком этот звук с нуля. При этом объединение усилий всей семьи и логопеда даёт максимальный эффект. А также помогает ребёнку освоить речь и полноценно адаптироваться в социуме.

Здоровья вам и вашим детям!

Источники:

  1. Специфические расстройства речи у детей : Клинические рекомендации / МЗ РФ. — М., 2023.
  2. Бобылова, М. Ю. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики / М. Ю. Бобылова, А. А. Капустина, Т. А. Браудо, М. О. Абрамов [и др.] // Русский журнал детской неврологии. — 2017. — № 4.
  3. Чигинцева, Е. Г. Алалия : учеб.-метод. комплекс / Е. Г. Чигинцева. — Магнитогорск, 2006.
  4. Лукашевич, И. П. Исследование патогенетических механизмов алалии / И. П. Лукашевич, Е. М. Парцалис, С. Ю. Перемячкина, С. М. Попова [и др.] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2010. — № 5.

Автор: Анастасия Кривошеева, врач-педиатр, окончила Ивановскую государственную медицинскую академию

Фото: eclipse_images / Irina_Geo / nensuria / Tomasz Majchrowicz / SeventyFour / AleksandarNakic / FatCamera / Фотобанк istockphoto

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про детей

Товары по теме:

  • .
    БЭБИ ФОРМУЛА МИШКИ СПОКОЙСТВИЕ
    693
  • .
    КАПЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    1 580
    Оригинальный препарат
  • .
    ПЕПИДОЛ ПЭГ
    450
  • .
    ОРТОМОЛЬ ДЖУНИОР С ПЛЮС /ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ ТАБЛЕТКИ/ ВКУС ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ WALDFRUCHT
    Нет в наличии
  • .
    ЛАКТАЗАР
    568
  • .
    АСКОРБИНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
    Нет в наличии
  • .
    АКТИВНЫЕ ДЕТИШКИ
    737
  • .
    ВИТАМИН D3 ДЛЯ ДЕТЕЙ ПАСТИЛКИ ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ
    763
  • .
    MULTI+ЙОД+ХОЛИН
    906
  • .
    IQ ОМЕГА-3
    863
Поделиться:

Читайте также

Читать статью Если ребёнок заикается
Если ребёнок заикается

Педиатр рассказывает, что такое заикание, из-за чего оно возникает и как от него избавиться.

Читать статью Ребёнку сложно читать? Проверьте его на дислексию
Ребёнку сложно читать? Проверьте его на дислексию

Разбираемся, какие симптомы могут указывать на проблему и как её можно решить

Читать статью Как развивать память и внимание детей?
Как развивать память и внимание детей?

Почему не стоит этим пренебрегать и какие упражнения нужно делать?

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...