Эшелоны жизни

  • 08.05.2020
  • 1108
  • 3
  • Время чтения: 7 минут
Читать статью Эшелоны жизни

Раздел: Авторские колонки

За годы ВОВ военно-санитарные поезда превратились в настоящий символ надежды для сражавшихся за Родину бойцов. Неутомимые и бесстрашные, переполненные госпитали на колесах раз за разом пробивались в тыл из самых горячих точек с передовой. Благодаря самоотверженному труду железнодорожников и медицинских бригад за четыре года в строй смогли вернуться 72,3% раненых и 90,6% заболевших солдат, а общее число пассажиров санитарно-военных эшелонов за всю войну составило порядка 5 млн. человек. Для их эвакуации Советской Армии потребовалось 11 863 поезда.

Экстренная мобилизация

Уже спустя два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, Народный Комиссариат Путей Сообщения дал оперативное указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Для этого было выделено шесть тысяч вагонов и полноценный штат железнодорожников. За годы войны количество железнодорожных составов, предназначенных для эвакуации и лечения раненых, многократно выросло. Так, в 1941 году железнодорожники располагали всего 272 составами, а уже к началу 1942 года их количество резко увеличилось до 700.

Первый военно-санитарный поезд № 312, подготовленный силами Вологодского паровозовагоноремонтного завода, отправился в свой первый рейс уже 26 июня 1941 года. Его бригада состояла из 40 медицинских работников и железнодорожников. За время войны он перевез более 25 тысяч раненых, совершил десятки рейсов на все фронты и проехал более 200 тысяч километров. Что такое 200 тыс. км.? Если бы в начале войны № 312 отправился в кругосветное путешествие, то ко Дню Победы он успел бы совершить его пять раз!

Образец для подражания

Каждый военно-санитарный поезд времен Второй Мировой был оснащен всеми необходимыми для лечения помещениями: в нем имелись специально оборудованные вагоны для тяжело- и легкораненых, изолятор, аптека, перевязочный пункт, кухня и другие служебные вагоны. Каждый поезд сопровождала бригада железнодорожных работников, состоящая из проводников, поездных вагонных мастеров, поездного электромонтёра и машиниста электростанции. Несмотря на беспрерывную охоту гитлеровской авиации за поездами с опознавательными знаками Красного креста и колоссальные рабочие нагрузки, бригады санитарно-военных поездов умудрялись содержать свои «рабочие места» в идеальном порядке. Вот что писала об образцовом поезде № 312 Вера Панова, автор книги "Спутники":

«… На дальних запасных путях, возле какого-то длинного забора, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зелёные вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах — ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомёк было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее — люди, к которым я иду. Эти люди жили на колёсах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу. Военно-санитарный поезд № 312 был одним из лучших в Советском Союзе, и командование решило, что поездной коллектив должен написать брошюру о своей работе — для передачи опыта коллективам других санитарных поездов. Пермским отделением Союза советских писателей я была направлена им в помощь как профессиональный журналист; я была — перо, которое запишет их рассказы и расположит в должном порядке».

Легендарный «триста двенадцатый» не был исключением из правил: чистота во всех поездах поддерживалась на высочайшем уровне и ничем не уступала санитарным нормам обычного стационарного госпиталя. Более того – беспрерывные бомбежки, многочасовой тяжелый труд, квинтэссенция боли и незримо присутствовавшая где-то рядом смерть не могли помешать работникам медицинской и поездной бригад не только содержать в стерильной чистоте операционные, но и внедрять в повседневную жизнь немыслимые для железной дороги изобретения.

Так, например, крыши вагонов санитарных поездов частенько украшали самые настоящие огороды! С ящиками для выращивания зелени – лекарства лекарствами, а дополнительные витамины никому из выздоравливающих не помешают! Впрочем, ящики украшали не только крыши поездов: из-под вагонов частенько доносились мирные деревенские звуки хрюканья и кудахтанья: надежно спрятанные в ящиках, под вагонами жили куры-несушки и поросята.

Госпиталь на колесах

Каждый санитарный поезд формировался в определенном строго установленном порядке. За локомотивом, состоящим из одного или двух паровозов, следовали пассажирские вагоны для перевозки раненых бойцов. Размещали их по степени опасности ранения: тяжелораненые размещались в специальных вагонах, близко расположенных к операционным. Специализированные вагоны для лечения и проведения хирургических операций находились в середине состава. Медицинские места здесь были оборудованы таким образом, чтобы легко трансформироваться. Операционные столы легко превращались в места для перевязки раненых или для помывки лежачих больных.

Кроме специализированных медицинских вагонов, предназначенных непосредственно для лечения, в поезде всегда были вспомогательные вагоны: для проживания личного состава поезда, вагон-кухня, вагон-аптека, вагон-морг… Впрочем, вагон-морг часто отсутствовал: согласно специальному приказу начальника медицинской службы РККА, умерших бойцов снимали с поезда на ближайшей станции и передавали местному госпиталю для захоронения.

Все военно-санитарные поезда делились на постоянные и временные. Постоянные поезда состояли из 17-18 вагонов с плановой емкостью 374-507 мест. Для тяжелораненых предназначалось до 147 мест каждого состава. Были в них и специализированные вагоны для раненых с повреждениями черепа, челюсти, грудной клетки, глаз и так далее. Предусмотрены были даже специальные вагоны-изоляторы для инфекционных больных и вагоны для лиц с психическими расстройствами. Такие поезда могли находиться в пути по несколько дней, следуя к месту назначения в глубоком тылу. В отличие от санитарных летучек, основной задачей которых было как можно скорее оказать первую медицинскую помощь и доставить больных в ближайший тыл, постоянные санитарные поезда были настоящими «медицинскими тяжеловесами», уже во время транспортировки начинавшими полноценное лечение раненых и больных.

Правда, и вмещали такие поезда за одну поездку «всего» 500 человек, в то время как санитарная летучка за один рейс могла вывезти до 900 раненых!

Широко известные в народе «летучки» или временные военно-санитарные поезда предназначались для эвакуации раненых и больных от прифронтовых станций до госпитальных баз армий. Все они имели постоянную и переменную части. Постоянная часть состояла из четырех вагонов, а переменная – примерно из 40 вагонов товарного порожняка, 20 из них были оборудованы носилками на пружинах и предназначались для тяжелораненых. Остальные были оснащены типовым оборудованием для перевозки людей. В местах разгрузки переменная часть могла быть расформирована, а постоянная вновь следовала к месту погрузки. Вмещали такие поезда от 598 до 857 раненых, в том числе – до 350 «тяжелых» бойцов.

«Будем пробиваться!»

Несмотря на то, что вагоны санитарных поездов были отмечены яркими опознавательными знаками Красного креста, гитлеровские летчики и танкисты атаковали их не менее активно, чем другие эшелоны. Раненые советские солдаты, медицинские работники и железнодорожники не были для них людьми, и уничтожать их следовало с особой жесткостью без оглядки на международные договоренности или общепринятые нормы морали. Только в 1941 году на санитарные поезда было совершено 224 нападения.

Вынужденные день за днем мужественно бороться не только за жизни раненных солдат, но и за свои собственные, работники санитарных поездов нередко проявляли настоящий героизм. Многим известен подвиг машиниста санитарного поезда Ивана Коваленко, вывозившего раненых бойцов из местечка Депрерадовка. 5 декабря 1941 года военный комендант станции Ворошиловград приказал санитарной летучке № 5 с паровозом Э 709–65, машинистом которого работал Иван Коваленко, отправиться в Депрерадовку для эвакуации раненых. Поскольку Депрерадовка почти беспрерывно подвергалась огневым налетам, летучка остановилась в условленном месте. Лесами и оврагами, в обход вражеских патрулей, к поезду доставили более 120 раненых. Когда погрузка бойцов была окончена, подоспела страшная весть: в Депрерадовку вошли войска противника и пути для эвакуации отрезаны.

«Я решил, что будем пробиваться! Накачали воды в котел, заправили углем топку и тронулись в путь. При подходе к Депрерадовке заметили на перроне группу гитлеровцев. «Открывай продувочный кран!» – приказал я своему помощнику. Бежавших навстречу поезду фашистов обдало горячей водопаровой смесью. Раздались крики и стоны, затем беспорядочная стрельба. Но санлетучка уже миновала станцию, выскочила из вражеского кольца», – вспоминал потом машинист санитарного поезда Коваленко.

Сегодня, в 75-ю годовщину со дня Великой Победы, давайте вспомним о каждом докторе, медсестре, машинисте или проводнике, которые ценой своих жизней отстояли миллионы наших солдат!

Ольга Симонова, специальный обозреватель Apteka.ru.

Фото depositphotos.com

Источники:

1. Железнодорожники в Великой Отечественной войне. – М., 1985.

2. Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов. – М.: Медгиз, 1942.

3. Панова ВФ. Собр. соч.: В 5 т. – Л., 1969.

4. Иванов Н.Г., Георгиевский А.С., Лобастов О.С. Советское здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – Л.: Медицина, 1985.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Читать статью Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально
Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально

Психолог Евгения Дашкова рассказывает про этику специалистов помогающих профессий.

Читать статью Израиль: полный карантин на берегу Средиземного моря
Израиль: полный карантин на берегу Средиземного моря

Дроны, патрулирующие улицы, опустевший город и тотальная слежка, которая успокаивает.

3 комментария
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
ольга
11 января 2021 в 10:35
Очень познавательно
Аноним
14 декабря 2020 в 08:38
Правда, и вмещали такие поезда за одну поездку «всего» 500 человек, в то время как санитарная летучка за один рейс могла вывезти до 900 раненых!
Демина Ольга Сергеевна
11 декабря 2020 в 06:32
Первый военно-санитарный поезд № 312, подготовленный силами Вологодского паровозовагоноремонтного завода, отправился в свой первый рейс уже 26 июня 1941 года