Бездомные и замерзающие

  • 30.11.2014
  • 40
  • Время чтения: 6 минут

Раздел: Авторские колонки

Недавно меня как реаниматолога попросили поразмышлять, нужно ли помогать людям на улице зимой. И как быть, если, допустим, лежит и замерзает бомж? Я подумал, и вспомнил случай из практики.

Это было года три назад. Осенью, когда на улице стали подмерзать лужи, в три ночи меня выдернули из теплой кровати и вызвали в приемное отделение. Захожу сонный, чувствую характерный запах бывшего интеллигентного человека. И действительно! – вижу мужичка, лежащего на полу. Вокруг него суетятся фельдшер и санитарка. Грязный, вонючий, в общем, обычный тип, живущий за счет помоек и подачек и черпающий энергию из горячительных напитков. Оказалось, что нашли его в замерзающей луже, видимо, кто-то возвращался поздно из гостей и запнулся.

Мужчина был, что называется, на последнем издыхании – без сознания, движения рта напоминали рыбьи, экскурсии грудной клетки и живота походили на движения лодки в ветреную погоду, кожа цвета баклажана, пульс на периферии не определялся, на сонных – аритмичный, еле-еле прощупывался. Надев перчатки, мы быстро перекинули тело на кушетку. Начал дышать за него мешком «Амбу», попросил найти ларингоскоп и эндотрахеальную трубку (все происходило в командировке – глухомань, приемное отделение оснащено, мягко говоря, не лучшим образом).

Фельдшер нашла клинок, лампочка которого не светила, а скорее обозначала сам факт своего наличия. Практически впотьмах, вслепую я ввинтил трубку и подключил мужчину к допотопному аппарату ИВЛ.

В вену полились теплые растворы, вначале мертвый физраствор, потом живой гидроксиэтилкрахмал. Адреностимуляторы пинали измученное жизнью сердце, заставляя хоть на минимальном уровне поддержать мозговой кровоток. К глубокому нашему сожалению, пациента через час не стало.

160085472.jpg

Очень часто бывает, что в замершем теле на периферии останавливается кровоснабжение, но продолжаются метаболические процессы без использования кислорода, в результате образуются недоокисленные продукты. Когда пациента обогревают, сосуды в его теле расширяются, кровоток восстанавливается, вся эта “грязь” летит в общее сосудистое русло, отравляя организм и часто приводя к смерти.

Тут я разразился тирадой, от которой у персонала скорой помощи удивленно расширились глаза. Говорил я примерно так: “Что же вы, ироды, делаете! Разве так можно поступать с бывшим интеллигентным человеком? Зачем же вы его достали из лужи, из его привычной среды обитания? Ведь в ней он черпал энергию, витамины. Вы ж его лишили растворенного кислорода! Вы же его убили!”.

Тишина длилась около минуты, умы врачей переваривали информацию, они не понимали, серьезен я или нет. Слова мои были, конечно, неправдой, и никакая лужа несчастному замерзшему человеку не помогла бы…

Самое слабое звено

Если говорить откровенно, то обычному человеку расставить верно приоритеты и определить, кому нужно помогать в условиях зимы, не так просто. Бичу в алкогольной коме? “Коматознику” после инсульта? Интеллигенту в гипо- или гипергликемическом состоянии? Кому? Хорошо одетый человек первым должен получить помощь, а бомжик может подождать второй очереди? И другой вопрос: что вы можете и чем готовы помочь, когда зима и… брр, как холодно?

В условиях военного времени в приемном покое распределение больных идет так: этого можно спасти, проведя немедленно операцию, того срочно в реанимацию, ну а ты… прости друг, но ты неперспективный. Причем врач, который проводит такую сортировку, очень опытный! Только натасканный на клинических знаниях и практике профессионал способен выбрать, кому жить, а кому уже ничем не поможешь и лишь изведешь препараты. Но даже такой врач может ошибаться.

Спасительный звонок

513571231.jpgКак же не специалисту определить, нужна этому, допустим, бывшему интеллигентному человеку помощь или можно пройти мимо? Если честно, я сам не всегда точно с ходу могу определить, какая здесь кома. Поэтому, заметив зимой лежащего человека, не важно, как он вылядит, лучшее, что вы можете сделать, – вызвать скорую помощь. Не поленитесь, это же минутное дело – сделать звонок! Помните, что сейчас не лето, пьяный не выспится – он замерзнет, больной без вашего участия умрет.

Да, наверное, существование бомжа ничего не стоит, может и польза от него – копеечная, но мы люди, мы должны понимать, что любая жизнь ценна! Нередко такие субъекты не по своей воле оказались за чертой, при этом они тоже хотят жить. Поступая к нам, эти люди из последних сил цепляются за жизнь, и они молят своего бога и часто выживают несмотря на наши прогнозы.

В принципе, вам дальше можно и не читать, если вы не собираетесь проводить действия спасательного характера, но я прошу вас – позвоните в скорую, полицию, МЧС, да хоть дьяволу! Лишь бы кто-нибудь приехал и забрал этого человека с улицы! И не надейтесь на толпу, не думайте, что кто-то другой догадается и позвонит, проходящие мимо думают одинаково: кто-то точно уже вызвал на помощь.

Итак, самое первое, что нужно сделать, – позвонить. Второе – взять кровь на анализ и провезти компьютерную томограмму головного мозга. Это из области фантастики – забудьте! Лучше встряхните его, может, придет в сознание.

Меры для решительных

Предположим, что человек без сознания. Окрикните. Не отзывается? Проверьте, дышит ли. Можно сделать это ухом, поскольку экскурсию грудной клетки под одеждой сложно увидеть. Дышит – поверните на бок, чтобы улучшить проходимость дыхательных путей и предупредить попадание рвотных масс в дыхательные пути.

Если нет дыхания, на шее не определяется пульс, но все равно есть желание помочь, немедленно, до приезда скорой, начинайте непрямой массаж сердца. Пациент должен располагаться на твердой поверхности, одежда на груди расстегнута, ремень распущен, обе кисти ваших рук – на нижней трети грудины. В локтях расправлены. Движения всем телом, примерно 100 раз в минуту. У взрослого грудная клетка при компрессиях сдавливается примерно на 5 см, у ребенка – на одну треть грудины. Это достаточно интенсивные компрессии. При правильном массаже ребра не ломаются.

По последним данным, искусственное дыхание можно не проводить – мозгу нужен кровоток, в нем есть малые дозы кислорода, в условиях гипоксии (недостатка кислорода в тканях) кислород усваивается гораздо быстрее, его хватит, чтобы дать шанс нейрону выжить. Так что – ура-ура, дышать не надо. Но вот незадача – эти стандарты писались на Западе, там где замечательные дороги, у скорой помощи 100% есть бензин и ничего не ломается.

Если настроились помогать до конца...

Вдох все-таки придется сделать, примерно через пять минут реанимации. Это не сложно – правой рукой запрокиньте голову, тем самым автоматически откроется нижняя челюсть и отлипнет язык от нёба. Если во рту есть что-то, это можно убрать тряпочкой, намотанной на палец. Другую тряпочку накиньте на рот, зажмите нос (не свой, а пострадавшего), сделайте сами глубокий вдох плотно прижмитесь к губам и выдохните в пациента. Вы услышите шумное дыхание, увидите, как поднялась грудная клетка, а потом, как она опустилась. Еще раз вдохните.

Продолжайте непрямой массаж сердца. Соотношение компрессий к дыханию – 30 к двум вдохам. Допустим, сердце завелось, а вы продолжаете массажировать грудную клетку. Не бойтесь – пострадавшему хуже не будет, если, конечно, вы не сломали ему ребра.

Дальше по правилам “игры” в реаниматолога самое время поднять голову, осмотреться и послать кого-то за дефибриллятором. Ах да, мы же в России – дефибрилляторов здесь нет. Это жаль, потому что обученный человек мог бы спасать чью-то жизнь более эффективным способом.

Возвращаясь назад к реальности... Появилось сердцебиение, но нет дыхания? Без вариантов – нужно дышать за пострадавшего, иначе все труды напрасны.

Скорая по-прежнему не приехала? М-да… придется обогреть. Как? Да как угодно – занести в подъезд, развести костер, накрыть одеялом. Это ведь не сложно, правда?

И помните, спасая чью-то жизнь, хотя бы даже просто позвонив в скорую, вы спасете и свою душу. Удачи вам!

Владимир Шпинев

Фото thinkstockphotos.com

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Читать статью Эшелоны жизни
Эшелоны жизни

Как во время Великой Отечественной войны санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов.

Читать статью Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально
Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально

Психолог Евгения Дашкова рассказывает про этику специалистов помогающих профессий.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...