Новые нормативы врачебного приема

  • 29.01.2015
  • 114
  • Время чтения: 4 минуты

Раздел: Авторские колонки

Еще весной прошлого года врачебное сообщество всколыхнула новость о том, что Минздрав вводит новые нормы приема. Предполагалось, что время непосредственного контакта пациента с врачом (опрос, осмотр) у педиатра и терапевта должно занимать 15 минут, у врача общей практики — 18 минут. В январе 2015 года проект приказа выставлен на общественное обсуждение.

Несколько лет назад Центр по контролю и профилактике болезней США провел опрос, насколько американцы удовлетворены записью и приемом врачей первичного звена (без учета стоматолога). Лишь в 41 проценте посещений прием продолжался более 15 минут. 11–15 минут врач тратил на каждого третьего пациента. До 10 минут — на каждого четвертого. При этом участники опроса жаловались на недостаток внимания со стороны врачей. Напомню, что в США вместе с врачом ведут прием еще 3-4 человека, например медсестры. И вала бумажной работы пациент при этом не видит.

В отечественном здравоохранении до настоящего времени последняя официальная норма была указана в приказе Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений». Но приказом Минздрава СССР от 22.07.1987 № 902 «Об отмене планирования и оценки работы амбулаторно-поликлинических учреждений по числу посещений» эти расчетные нормы были отменены.

С того момента по сегодняшний день руководителям учреждений здравоохранения предоставили право устанавливать индивидуальные нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в зависимости от конкретных условий: демографического состава населения, заболеваемости и др. (п. 1.2 приказа).

И постепенно из общей продолжительности рабочего дня любого врача поликлиники исчезли такие пункты, как время, отведенное на работу по формированию здорового образа жизни населения (лекции, беседы), подготовка по гражданской обороне, организационно-методическая работа, работа с диспансерной группой больных, участие в производственных совещаниях и конференциях и т.д. Продолжительность рабочей смены поделилась на некий «норматив посещений», исходя из которой врачу выдавали план.

 

О, этот волшебный ПЛАН! Эти взятые с потолка в тысяча девятьсот мохнатом году цифры «функции врачебной должности»! Учитывая, что страховая медицина в России — это «всерьез и надолго», поликлиникам оплачивали все «нарисованные» посещения. На совещаниях главные врачи не уставали хвастаться врачами-героями, которые за день могут «сделать» 70–80 приемов, словно и не подозревая, что в этом случае у врача на общение с пациентом уйдет менее минуты — что уж говорить о качестве этих приемов.

«Уважающий себя» главный врач всегда находил способ выжать из врачей гигантское количество посещений, в том числе неправедными способами, поощряя приписки и фальсификации. И пусть в поликлинике останется единственный врач — план будет выполнен на 100 %. Постепенно страховые медицинские организации сообразили в чем дело... и прокуратуре нашлась новая работа. А в Минздраве запаниковали. Дефицит врачей в государственной медицине рос с ошеломляющей скоростью. В какой-то момент об этом стало просто неприлично говорить...

Да и поток жалоб в интернете и в СМИ на врачей-скорострелов, укладывающихся в милостливо отведенные на пациента 8 минут, тоже заставлял нервничать. Плюс начатые втихомолку некоторыми врачами «итальянские забастовки», когда приведенных администрацией «за ручку» ВИПов врачи, вместо того чтобы «поухаживать» по полной программе, осматривали ровно отведенное для этого время... Но в то же время росло количество кандидатских диссертаций и научных статей на тему «Как я сократил время приема пациентов еще на три минуты и достиг блестящих результатов».

Поэтому сегодня Минздрав выбрал самую испытанную тактику, которая в просторечии называется «и нашим и вашим». С одной стороны, будут жесткие нормативы приема, за неисполнение которых врачей снова начнут нещадно штрафовать. С другой — декларируется, что врач «должен осматривать пациента столько, сколько требует состояние его здоровья». А состояние здоровья и психологического дискомфорта у населения таково, что каждый второй пациент требует к себе «повышенного внимания и особого отношения». Опять же, если что-то не понравилось пациенту — штраф. Куда ни кинь — всюду клин.

Вы спросите, за что, собственно, врачам копья ломать? Ведь многие из них и без того совмещают работу в государственной и частной медицине. А в некоторых частных клиниках до сих пор сохранились нормы с восьмидесятых годов прошлого века. Да вот незадача: слишком много врачей вкусило уже счастье работать вдумчиво над пациентом, не оглядываясь поминутно на часы.

Тем более что и Минздрав откровенно признает, что нормы эти — не столько для «рядовых» врачей, а, скорее, для сведения главных врачей. Чтобы просто знали, для общего, так сказать, развития. Поэтому, скорее всего, ни для моих коллег, ни для пациентов ничего не поменяется.

Валентина Саратовская

Фото National Cancer Institute/unsplash.com

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Читать статью Эшелоны жизни
Эшелоны жизни

Как во время Великой Отечественной войны санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов.

Читать статью Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально
Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально

Психолог Евгения Дашкова рассказывает про этику специалистов помогающих профессий.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...