Корпоративный благотворительный фонд «Катрен» и онлайн-школа Skysmart запустили проект по адаптации детей из детдомов в приёмных семьях «Школа перемен», чтобы повлиять на проблему возврата. Вместе с исследовательской компанией Tiburon Research команда фонда и школы изучила проблемы, с которыми сталкиваются приёмные семьи.
По статистике, около пяти тысяч детей возвращают в детдом ежегодно. За последние пять лет процент возвратов вырос почти в два раза. Связано это с многочисленными трудностями, с которыми сталкиваются дети и их приёмные родители, когда начинают жить одной семьёй. Каковы причины сложностей в адаптации приёмного ребёнка, удалось выяснить по итогам опроса 400 приёмных семей по всей России.
Как показало исследование, пять основных причин — состояние здоровья ребёнка, особенности его поведения, трудности с учёбой, отношения внутри семьи и тревога и напряжение, связанные как с отношением к семье окружающих, так и с психологическим состоянием самих приёмных родителей.
Согласно опросу, 83 % семей сталкивались с трудностями, связанными со здоровьем приёмных детей. Самая частая проблема — задержка развития, её назвала каждая вторая семья. Но и остальные проблемы встречаются намного чаще, чем в обычных семьях (в опросе также приняли участие 200 семей с родными детьми).
Подавляющее большинство семей сталкивались хотя бы с одной трудностью, связанной с особенностями поведения ребёнка. Наиболее проблемные — низкая самооценка, обманы, агрессивное, аутоагрессивное поведение.
В 81 % случаев приёмные семьи сталкивались хотя бы с одной проблемой, связанной с обучением. По сравнению с детьми из родных семей приёмным учиться существенно труднее. Им не хватает тех школьных и общих знаний, которыми обладают их сверстники из родных семей, базовых представлений о мире, страдает мотивация, есть сложности с самоконтролем. Почти треть семей жалуется на ссоры в семье из-за учёбы. Каждая пятая семья сталкивалась с тем, что учитель (воспитатель) не хочет или не может учитывать особенности приёмного ребёнка в процессе обучения. 53 % семей говорят, что ребёнка нужно постоянно контролировать и заставлять учиться. 42 % жалуются на невозможность сосредоточиться на задании, в 33 % семей ребёнок заявляет, что не хочет учиться, а в 5 % — что прогуливает школу. При этом в 10 % случаев учителя заявляют, что не хотят учить ребёнка из приёмной семьи. На трудности с отношениями внутри семьи жалуются существенно реже.
Существенную долю родителей — 31 % — волнует нехватка или недостоверность информации о прошлом ребёнка, которую они получили в процессе принятия в семью. Причём этот показатель тем выше, чем выше уровень проблем, с которыми сталкивается семья (половина семей с существенными проблемами).
Чем больше проблем у приёмных детей, тем большую тревогу испытывают родители.
Если четверть семей относительно благополучны, то у остальных есть проблемы умеренные или серьёзные. Но самый проблемный сегмент — 15 % так называемых «профессиональных» (берут под опеку или усыновляют от двух до четырёх детей) приёмных семей, среди которых 57 % сталкиваются с неприятием окружающих и, как следствие, 29 % сожалеют о своём решении принять ребёнка в семью, а 16 % задумываются о возвращении обратно в детдом.
«Дети с опытом сиротства, как правило, серьёзно отстают в школе, а это приводит к регулярным конфликтам в семье. И дело тут не в том, что ребёнку не хватает знаний — у него отсутствует мотивация к учёбе. И это совершенно понятно: в то время, как его сверстники из кровных семей познавали мир, у нашего подопечного главной задачей было выжить. Поэтому для проекта “Школа перемен” мы искали команду с качественной программой онлайн-обучения, готовую к тому, что их педагогам понадобится пройти дополнительную подготовку, и нам очень повезло, что мы нашли друг друга со Skysmart. Вместе мы даём детям опыт успешности, уверенности в своих силах и снимаем одну из серьёзнейших точек напряжения в приёмных семьях», — говорит Ива Аврорина, руководитель благотворительного фонда «Катрен».
«До того, как коллеги из “Катрен” к нам обратились, мы даже не знали, что такая проблема существует. К счастью, оказалось, что она поддаётся решению: даже на самом первом этапе мы достигли хороших показателей: на 70 % улучшилась успеваемость и 94 % ребят стали регулярно выполнять домашние задания. А раньше это для них было сложной задачей. Такие успехи мотивируют не только детей и родителей, но и нашу команду. Поэтому мы решили масштабировать проект на всю страну», — говорит Александр Ларьяновский, управляющий партнёр онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
«Низкая успеваемость и отсутствие мотивации учиться — на первый взгляд, лишь следствие многих проблем, полученных ребёнком в результате опыта сиротства. Но из этого не следует, что эта проблема не достойна отдельного решения. Исследование показало, что приёмные семьи сталкиваются с проблемами с обучением в разы чаще обычных семей. Школа не всегда хорошо справляется с адаптацией таких детей: по словам родителей, ребёнок становится “лишним” для учителя, отношения с одноклассниками “не ладятся”. Проблемы в школе плохо сказываются на психологическом климате семьи, что ещё больше закручивает спираль проблем», — поделился основатель Tiburon Research Артём Тинчурин.
«Школа перемен» — совместная программа фонда «Катрен» и онлайн-школы Skysmart. Цель программы — снять напряжённость в семьях, которая возникает из-за проблем со школьными оценками, а также и дать подопечным опыт успешности, которого не хватает детям с опытом сиротства.
В программе участвуют дети, которые живут в замещающих семьях и испытывают проблемы с обучением в школе. С каждым ребёнком индивидуально занимается преподаватель онлайн-школы Skysmart. Поскольку педагоги работают с уязвимой аудиторией — детьми с опытом сиротства, — все преподаватели, задействованные в программе, проходят обучение. Кроме того, для преподавателей работает специальный чат поддержки, в котором они получают оперативные консультации от кураторов программы.
Психологи фонда при необходимости также консультируют учеников и их семьи.
Программа запущена в апреле 2021 года, сейчас обучение ведётся по двум предметам: английский язык и математика, в программе участвуют школьники из Казани, Орла, Новосибирска, Новосибирской области и Краснодарского края.
Оригинальный источник исследования: https://blagokatren.ru/trudnosti-zameshhayushhih-semej/
Аноним