Гастрономическая мода

  • 20.01.2016
  • 48
  • Время чтения: 5 минут

Раздел: Про еду

Гастрономическая мода — удивительное явление. Еще вчера большинство из нас не считало зазорным питаться доступными отечественными овощами и жарить яичницу на сале, но однажды на прилавках магазинах появились упаковки с брокколи и спаржей, а также растительное масло «без холестерина». Так мы узнали, что жирная пища, оказывается, смертельно опасна, а привычные с детства капуста с морковкой недостаточно полезны и не защищают от рака.

Еще выяснилось, что диковинные морепродукты помогают избежать ожирения, а если заправлять салаты оливковым маслом Extra Virgin вместо майонеза, то проживешь куда дольше. А может, мы попросту начали лучше жить, и у западных маркетологов открылось новое поле для деятельности?.. И теперь на выходе из любого супермаркета можно встретить взрослых с тележками, которые наполнены добавками суперфуд, упаковками пророщенной пшеницы, свежей семги и импортных круп вроде киноа и фарро (она же полба, она же спельта. — Ред.). Теперь-то красота и долголетие нам обеспечены, были бы деньги.

Мода на диету

Не спешите смеяться над доверчивостью соотечественников из обеспеченного среднего класса. Американцы тоже падки на любые модные тенденции в сфере потребления. Так, недавно журналисты сайта о науке и здоровья Vox опубликовали любопытную статистику, которая показывает изменение вкусовых предпочтений жителей США с 2005 по 2015 год. Оценка проводилась при помощи поисковой системы Google: исследователи изучали, насколько часто пользователи интернета из разных штатов искали информацию о различных модных диетах.

Выяснилось следующее: в середине нулевых американцы интересовались низкоуглеводными и низкожировыми диетами, а также вегетарианством и органическими продуктами (надо отметить, что увлечение натуральными фермерскими продуктами в США уже 10 лет как идет на спад, в то время как у нас оно лишь набирает обороты).

К 2009-му постепенно выросла популярность еще сравнительно новой, безглютеновой диеты, которая подразумевает отказ от пищи, содержащей клейковину (глютен). Первая книга под названием «Опасные зерна», посвященная вреду пшеницы, ржи и ячменя в любом виде, была опубликована еще в 2002 году, но тогда увлечение безглютеновой диетой еще не приобрело характер эпидемии.

Глютен действительно опасен при целиакии — заболевании, связанном с нарушением пищеварения. Им страдает не более 1 % населения развитых стран, однако сегодня огромное количество американцев также сидят на безглютеновой диете и тратят на нее около 15 миллиардов долларов ежегодно. Почему? Такой режим питания якобы помогает похудеть и продлевает жизнь. Однако достоверных исследований на этот счет не существует.

Органический — не значит свежий

Вернемся к «органическим» продуктам, набирающим популярность в России. По статистике, 68 % людей, делающих выбор в пользу фермерских овощей, мяса и молока предполагают, что эти товары — более свежие. Еще 55 % мотивируют себя убеждением, что эти продукты более полезные, так как для их производства не использовались технологии генной инженерии (что само по себе спорно).

И несмотря на отсутствие детальной информации о том, в каких именно условиях выращивалась «фермерская» курочка и возможно ли, что молоко в бутылках с пометкой «Organic» хранилось вне холодильника, наши соотечественники готовы платить в 2, а то и в 3 раза дороже за этот тренд.

Уловки гастрономической моды подстерегают нас на каждом шагу. Обратите внимание на упаковки, которые вы складываете в продуктовую корзину: все эти надписи в духе «низкокалорийный» или «без сахара», «не содержит ГМО» или «натуральные ингредиенты» придумываются вдалеке от производства, в уютных кабинетах маркетологов по производству йогуртов, сухих завтраков или детского питания.

Разумеется, ожирение — проблема реальная, и нет ничего предосудительного в том, чтобы следить за тенденциями в сфере здорового питания и следовать рекомендациям диетологов. Однако 50 лет назад, когда об опасностях жирной или сладкой пищи говорить было не принято, людей, страдающих от избыточного веса, было гораздо меньше, чем сейчас. А значит, вряд ли секрет хорошей фигуры заключается в стильном пакетике с безглютеновыми хлебцами или упаковке миндального молока.

В нашумевшем интервью с врачом-онкологом Павлом Поповым есть хорошее высказывание по теме нашего разговора: «Честно вам скажу: не стоит так заморачиваться по поводу еды, ее вредности и полезности. Нет таких продуктов, которые могли бы вас застраховать от рака». Это адресовано в первую очередь тем, кто готов слепо доверять производителям чудодейственных растительных масел и фруктовых соков с антиканцерогенным эффектом.

Советы для разумных покупателей

Напоследок — несколько советов для тех, кто не может пройти мимо призывных декламаций маркетологов в продуктовых отделах:

  • Фраза «избавляет от шлаков и токсинов» в любой формулировке — признак медицинской безграмотности. Не существует никаких «шлаков», это мифический псевдонаучный термин. А под «токсинами» можно подразумевать вообще любое вещество в определенной концентрации.
  • «Не содержит сои» на упаковке с сосисками или пельменями — еще не аргумент в пользу этих продуктов. Ведь другим популярным способом удешевить мясные полуфабрикаты является использование жировой эмульсии, польза которой для здоровья не менее сомнительна, чем в случае с соей.
  • Фраза «без консервантов» фактически лишена смысла. К примеру, сахар и лимонная кислота — это тоже консерванты, которые формально могут считаться вкусовыми добавками. Между тем наш мозг подсознательно воспринимает такое обещание на упаковке как свидетельство натуральности и свежести продукта.
  • Внимательно читайте, в чем суть обещаний «укрепить иммунитет» или «победить дисбактериоз» на обертках кисломолочных продуктов. Разглядев малоприметный текст «под звездочкой», вы, скорее всего, узнаете, например, что чудо-йогурт тестировался в комплексе с переходом на здоровые диету и образ жизни и только тогда показал свою эффективность.
  • Слова «настоящий», «деликатесный», «мясной», «фирменный», «особый» или «натуральный» на упаковках любых продуктов — не обещание, а разрешенный рекламный ход. Что из купленных вами продуктов действительно является деликатесом, а что — нет, решать только вам.
  • Ну и, наконец, пресловутое «Без ГМО». Оставим за скобками разумность ГМОфобии, но не теряйте связи с реальностью — никто еще не придумал способа выращивать в промышленных масштабах генно-модифицированных коров, свиней и кур, а также чай, кофе и какао.

В погоне за самым полезным, свежим и натуральным не стоит забывать, что одним из свойств моды (не важно, на что) является ее переменчивость. Наши потомки наверняка посмеются над многими из наших гастрономических пристрастий, поэтому советую глядеть на жизнь проще и не верить в обещания на продуктовых упаковках. Здоровее будете.

Ольга Кашубина

Фото thinkstockphotos.com

Раздел: Про еду

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Продукты для похудения: как правильно худеть и какие продукты лучше употреблять?
Продукты для похудения: как правильно худеть и какие продукты лучше употреблять?

А от каких стоит отказаться или сократить их присутствие в рационе?

Читать статью Соки: можно ли считать их диетическим продуктом?
Соки: можно ли считать их диетическим продуктом?

Разбираемся, сколько калорий содержится в соках, есть ли прок от соковой диеты и какими последствиями для здоровья может обернуться фруктово-овощная любовь.

Читать статью Какао: польза, вред и калорийность
Какао: польза, вред и калорийность

Разбираемся, что об этом продукте говорят учёные и как правильно его выбирать.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...