Ребёнку сложно читать? Проверьте его на дислексию

  • 06.02.2024
  • 828
  • Время чтения: 9 минут
Читать статью Ребёнку сложно читать? Проверьте его на дислексию

Раздел: Про детей

«Доктор, нам нужна справка для домашнего обучения! Ребёнок больше не может учиться в школе, читать не может, все над ним смеются…» И такое бывает на приёме у педиатра. Хотя диагноз «дислексия» не совсем по его части. 

Что такое дислексия?

Дислексия — это когда ребёнку крайне трудно даётся чтение, хотя явных причин для этого нет и с возрастом это не проходит. Ребёнок умный, хорошо видит и слышит, у него нет серьёзных неврологических и психических заболеваний и травм. На слух он легко воспринимает любую информацию, а вот книга — злейший враг. Ему сложно не только читать текст, но и понимать прочитанное. 


Иногда рука об руку с дислексией идёт и дисграфия — трудности с письмом, многочисленные ошибки в словах. И это не лень. Не безграмотность. Всё дело в особенностях работы мозга.

По статистике, дислексия есть у 5–10 % детей школьного возраста (это в среднем один-два ребёнка-дислексика на каждый школьный класс). В международной классификации болезней МКБ-10 она находится в разделе «Расстройства психологического развития», код F81.0 «Специфическое расстройство чтения».

Причины и природа дислексии

Точные причины развития дислексии неизвестны. Но есть данные, что её суть во врождённом нарушении работы отдельных участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи. Такие изменения учёные обнаружили благодаря функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). 


Для компенсации проблемы у дислексиков во время чтения активируются другие участки мозга, которые обычно в этом процессе не участвуют. И делают это, как могут. С перестановкой и отзеркаливанием букв, пропуском и смешением слов.

Большую роль играет и наследственность. Так, если у одного из монозиготных близнецов есть симптомы дислексии, то и у второго они будут с вероятностью от 80 до 100 %. В случае с дизиготными близнецами этот показатель варьируется от 38 до 52 %. Поэтому семейная история важна при диагностике этой особенности.

Симптомы дислексии

Обычно первые признаки родители и педагоги замечают у детей ближе ко второму-третьему классу школы. Дислексикам трудно даётся чтение, и они его всячески избегают.


Должно насторожить, если заметите у ребёнка больше трёх пунктов из этого списка:

  • он читает намного хуже, чем его сверстники, и не может сдать норматив по технике чтения;
  • прочитывает и записывает слова задом наперёд;

  • постоянно пропускает слова или целые фразы в тексте, сам того не замечая;

  • во время чтения отдельных слов переставляет в них буквы местами;

  • не замечает те буквы и знаки, которые расположены в левой части страницы;

  • ему трудно узнавать буквы и соотносить их со звуками;

  • звуки ему тоже сложно распознавать и отличать друг от друга, особенно если речь о парных буквах;

  • плохо запоминает буквы и новые слова, может делать одни и те же ошибки, несмотря на повторение материала.

В поведении тоже могут быть особенности. Например, ему сложно сосредоточиться, он постоянно всё теряет и забывает. Сложно осваивает то, что связано с балансом или мелкой моторикой: езда на велосипеде, застёгивание пуговиц, лепка из пластилина. Плохо ориентируется в пространстве, путает право и лево, рискует заблудиться. Может, персонаж «рассеянный с улицы Бассейной» был именно дислексиком? Уж очень похож.

Диагностика и виды дислексии

Диагностикой дислексии обычно занимаются нейропсихологи, логопеды и неврологи. Дополнительно ребёнка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Заподозрить проблему могут педагог, школьный психолог, педиатр или сами родители. К сожалению, знания о дислексии даже среди специалистов носят мозаичный характер, поэтому часто именно родители первыми замечают проблему. А потом делятся знаниями с теми, кто оказался в похожей ситуации.


Нейропсихологи и логопеды проводят тесты, которые помогают не только поставить диагноз, но и определить вид дислексии. Есть шесть основных видов, которые могут проявляться изолированно или сочетаться между собой. Разберём, как они выглядят на практике.

1. Фонематическая: 

  • ошибки связаны с путаницей в звуках и звуковом восприятии текста;

  • ребёнок не различает похожие звуки и может заменять их друг на друга: яйцо/яйсо, спица/спитса, белка/пелка;

  • пропускает при чтении согласные, если их много в одном слове: стамеска/тамека, слезть/леть и т. д.;

  • вставляет лишние гласные между согласными: пускали/пусакали;

  • переставляет звуки и слоги, а то и вовсе их пропускает: отпор/топор, велосипед/ловипед.

2. Семантическая дислексия:

  • ребёнок читает правильно и без ошибок, но не понимает смысла текста;

  • не улавливает связь между словами;

  • не может пересказать текст.

3. Аграмматическая:

  • неправильные окончания: чистый тарелка, возле дорогу, машина промчался;

  • проблемы с согласованием числа, рода и падежа: мама весёлое, чашки красный;

  • эти ошибки ребёнок допускает и в устной речи, и при письме.

4. Мнестическая:

  • ребёнок не связывает звук с визуальным образом буквы и из-за этого часто путает звуки при чтении вслух;

  • рандомно заменяет звуки в словах, смешивает и пропускает их при чтении;

  • плохо запоминает названия букв.

5. Оптическая:

  • путает внешне похожие буквы: Б/Ь, В/Р, Т/Г, Х/К, П/Н, Р/Ь, В/З, Д/Л, Х/Ж и т. д.;

  • смешивает и заменяет их друг на друга при чтении;

  • отзеркаливает буквы: е/э, с/е, с/э, Я/R;

  • может читать задом наперёд. 

6. Тактильная:

  • проявляется у незрячих и слабовидящих детей при чтении азбуки Брайля;

  • симптомы дислексии частично те же: пропуск букв и слогов, перескакивание с одной строки на другую, трудность пересказа.

Как лечить дислексию?

Этот вопрос часто звучит в кабинетах и на форумах. Хотя именно лекарства назначают далеко не всем, и то в составе комплексной терапии. Например, препараты из группы ноотропов.


Основа лечения — тренировка и компенсация тех функций, которые страдают у конкретного ребёнка. Этим занимаются логопеды, дефектологи и нейропсихологи. И особенно важна поддержка родителей, близкого окружения и школьных педагогов. У детей с дислексией часто занижена самооценка, а с чтением и письмом связано много страхов. Понадобится уйма терпения и любви, чтобы помочь ребёнку реализовать свой потенциал.

Можете рассказать ему, какие известные люди страдают дислексией, как они преодолевали трудности. А их немало: Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Томас Эдисон, Уолт Дисней, Чарли Чаплин, Владимир Маяковский, Стив Джобс, Билл Гейтс, Фёдор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз.

Где получить помощь?

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры)

Детей с дислексией направляют на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Это никак не ограничивает их возможности в будущем, они смогут заниматься любым видом деятельности. При этом на время обучения в школе будут определённые поблажки.

Детям должны адаптировать школьную программу с учётом их вида дислексии, а также каждую неделю выделять пять часов на занятия с логопедом и психологом. Если в школе нет логопеда, то помощь окажут в ППМС-центре.

Во время сдачи ЕГЭ детям с дислексией положены дополнительные полтора часа на каждый экзамен. Аттестат они получают стандартный, как и все. При этом итоговую аттестацию за 9-й и 11-й класс они имеют право проходить по облегчённому варианту.

Бесплатная онлайн-диагностика логопеда и нейропсихолога в Ассоциации родителей детей с дислексией

Это некоммерческая организация, которую создали инициативные родители. 

Коммерческие центры психолого-педагогической помощи

Главное, что нужно ребёнку с дислексией, — любовь, поддержка и занятия со специалистом. Именно в таком порядке. Тогда никакие ограничения и особенности не станут помехой для самореализации. 

Источники:

1. Ассоциация родителей детей с дислексией.

2. Дислексия и дисграфия как причины снижения школьной успеваемости : учеб.-метод. пособие / под науч. ред. Д. З. Ахметовой. — Казань : изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2021.

3. Заваденко, Н. Н. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения / Н. Н.Заваденко, М. В.Румянцева // Русский журнал детской неврологии. — 2008. — Т. III. — № 1. — С. 3–9. 

4. Сурушкина, С. Ю. Дислексия как мультидефицитарное расстройство / С. Ю. Сурушкина, Е. А. Яковенко, Л. С. Чутко, М. Д. Дидур // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2020. — № 120 (7). — С. 1–7. 

5. Dyslexia / S. B. Sulkes ; Golisano Children’s Hospital at Strong. — University of Rochester School of Medicine and Dentistry.

6. Magnetic resonance imaging findings for dyslexia : a review / A. Elnakib, A. Soliman, M. Nitzken, M. F. Casanova [et al.] / J Biomed Nanotechnol. — 2014. Oct. 10 (10): 2778–805.

Автор: Анастасия Кривошеева, врач-педиатр, окончила Ивановскую государственную медицинскую академию

Фото: damircudic / LightFieldStudios / Sasiistock / bymuratdeniz / Choreograph / ljubaphoto / Фотобанк istockphoto

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про детей

Товары по теме:

  • .
    БЭБИ ФОРМУЛА МИШКИ ИММУНИТЕТ
    738
  • .
    ПЕПИДОЛ ПЭГ
    520
  • .
    Ю-КЬЮБС С КАЛЬЦИЕМ И ВИТАМИНОМ D3
    1 320
  • .
    АСКОРБИНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
    59
  • .
    KINDER КАЛЬЦИЙ+D3 ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3 ЛЕТ СО ВКУСОМ ЧЕРНОПЛОДНОЙ РЯБИНЫ И МАЛИНЫ
    825
  • .
    АКТИВНЫЕ ДЕТИШКИ
    744
Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как развивать память и внимание детей?
Как развивать память и внимание детей?

Почему не стоит этим пренебрегать и какие упражнения нужно делать?

Читать статью Задержка речевого развития: что это такое и как с этим справиться
Задержка речевого развития: что это такое и как с этим справиться

Почему некоторые дети начинают разговаривать поздно? В чём причина и что делать родителям?

Читать статью Если ребёнок не хочет учиться
Если ребёнок не хочет учиться

От чего зависят хорошие оценки и так ли они важны?

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...