Задержка речевого развития: что это такое и как с этим справиться

  • 30.05.2023
  • 10687
  • Время чтения: 12 минут
Читать статью Задержка речевого развития: что это такое и как с этим справиться

Раздел: Про детей

Речь является важнейшей психической функцией, которая присутствует только у человека. Она даёт возможность развивать память, мышление, воображение, восприятие. Также речь считается способом общения и передачи информации. Поэтому если она нарушается, человеку, особенно ребёнку, очень сложно влиться в социум.

Когда дети начинают говорить

Речевая функция начинает формироваться уже с рождения, поэтому с малышом необходимо активно разговаривать и читать книжки, даже если он сам не произносит ни одного звука. Чтобы понять, отстаёт ли ребёнок, нужно сравнивать со среднестатистической нормой. Она условная, поэтому возможны небольшие отклонения в ту или другую сторону, так как речь развивается у каждого ребёнка индивидуально:

Мама общается с малышом

  • 0–1 месяц — младенец реагирует на обращённую к нему речь, различает интонации;
  • 1,5–3 месяца — появляется гуление, малыш пробует издавать отдельные звуки (а-а-а, ы-ы-ы, м-м-м), прислушивается к своему произношению;
  • 4–8 месяцев — присутствует лепет (ма-ма-ма, да-да-да, па-па-па, та-та-та, ба-ба-ба и др.);
  • 8–12 месяцев — грудничок имитирует разговорную интонацию, пытается произносить отдельные звуки;
  • 9–12 месяцев — могут появиться первые слова, ребёнок способен говорить 2-3 слова или даже 10–15 слов;
  • 1,6 года — малыш начинает говорить простыми фразами, состоящими из двух слов: «Мама, дай». Словарный запас составляет 15–30 слов;
  • 2–2,6 года — появляются фразы из трёх-четырёх слов, ребёнок может называть два-три цвета, одну геометрическую фигуру. Он начинает применять в речи прилагательные («мама касивая», «папа выёкий»), словарный запас — до 200 слов;
  • 3 года — словарный запас, согласно разным источникам, до 800/1000/2000 слов, возможно неправильное произношение отдельных звуков (ш, ж, щ, ч, р, рь, л, ль). В этом возрасте детей называют почемучками, так как от них часто можно услышать вопросы «Почему?», «Зачем?», «А это что?»;
  • 4 года — разговаривает на отвлечённые темы, строит предложения из пяти-шести слов, использует союзы, предлоги. Совершенствуется грамматика, увеличивается число прилагательных. Но возможна замена звуков, неправильное произношение некоторых из них. Беспокоиться не стоит, это считается нормой;
  • к 6 годам словарный запас составляет до 3 тыс. слов, совершенствуется грамматика, оттачивается мастерство по звукопроизношению, ребёнок уже умеет читать, а некоторые дети могут писать; 
  • в 7 лет количество слов составляет 3,5 тыс., возможны трудности с произношением звука «р». Ребёнок хорошо читает и пишет, улучшает эти навыки;
  • к 11-12 годам все звуки ребёнок должен произносить правильно. 

Почему ребёнок не говорит

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей — это отставание от нормы развития в речи детей до четырёх лет. Этот диагноз ставит логопед, но только после общего обследования у невролога, психолога, а при необходимости и у других специалистов — окулиста, отоларинголога, хирурга. 

Грустный ребенок у окна

Считается, что ЗРР — опасный диагноз, так как он отражает состояние нервной системы. Причины отставания в речевом навыке могут быть разные:

  • стресс;
  • отсутствие социальной среды и занятий с ребёнком;
  • родовые травмы головы;
  • нарушения прикуса, неправильная работа артикуляционных мышц лица;
  • пороки развития (расщелина нёба, короткая уздечка языка);
  • аутизм, дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау — Клеффнера;
  • детский церебральный паралич;
  • присутствие у родственников в детстве ЗРР или заболеваний, способствовавших нарушению речи. 

К чему может привести нарушение развития речи у ребёнка

В последние года значительно увеличилось количество детей до четырёх лет, у которых диагностирована задержка речевого развития. При этом точных статистических данных по распространённости ЗРР в научных источниках нет. Однако можно рассматривать частоту задержки психоречевого развития (ЗПРР), к которой и относится ЗРР. 

Распространённость ЗПРР составляет 8–10 % от всей структуры психических заболеваний. Причём ЗРР чаще выявляется у мальчиков. Девочки, как правило, осваивают речь быстрее и легче.

Мальчик сидит, положив голову на колени, на полу и обнимает игрушечного слоника

Плохо говорящие дети впоследствии с трудом осваивают чтение и письмо. По этой причине диагностика ЗРР должна осуществляться как можно раньше. Чем младше ребёнок, тем легче ему помочь, так как мозг до четырёх лет активно растёт, быстро усваивает новую информацию за счёт образования новых нейронных связей. 

Какой диагноз может поставить логопед

Задержка речевого развития — диагноз общий. Однако в зависимости от нарушений и симптомов логопед может поставить более узкий:

  • дислалия — когда есть дефекты в произношении звуков и пациент не может правильно выговаривать Р, Л, Ш, З, С, Ч. Но до пяти лет этот диагноз не ставят;
  • стёртая дизартрия — дефекты в произношении, вызванные нарушениями иннервации артикуляционных мышц. В этом случае также может присутствовать неловкость в движениях, повышенное слюноотделение, страдают шипящие и свистящие звуки;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), когда на фоне уже имеющихся дефектов речи (ринолалии, дислалии, дизартрии) происходит неправильное её формирование, а именно ошибочное произношение звуков. В этом случае требуются занятия с логопедом;
  • заикание — изменение темпа речи в виде спотыкания. Вылечить его можно в первые две недели после появления. Если ребёнок заикается давно, проводят очень длительную работу по коррекции нарушения;
  • общее недоразвитие речи (ОНР) — дефект всех компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического и слогового). Такие дети начинают разговаривать к трём-четырём, а иногда только к пяти годам. Интеллект ребёнка не страдает, просто присутствуют речевые проблемы, которые требуют терапии;
  • ринолалия — дефекты звукопроизношения вследствие пороков лицевой части черепа (заячья губа, волчья пасть), короткого мягкого нёба и др.;
  • дисграфия — нарушение письма. Диагноз ставится после семи-восьми лет;
  • дислексия — нарушение чтения. Диагноз может быть поставлен не ранее шести лет.

Как лечат задержки речевого развития

Как только родители увидели, что малыш отстаёт в развитии речи, нужно прийти на приём к врачу-педиатру, который оценит способность говорить, соберёт анамнез, при необходимости направит к логопеду и другим специалистам.

Логопед занимается с ребенком

Для обследования плохо говорящему или неговорящему ребёнку требуется:

  • консультация невролога для определения неврологического статуса; 
  • консультация психолога для оценки интеллектуального развития и невербального интеллекта;
  • аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы для оценки работы слухового аппарата;
  • электроэнцефалография (рутинная и с включением сна) для выявления скрытых эпилептических приступов; 
  • нейровизуализация (магнитно-резонансная томография головного мозга, компьютерная томография черепа, височных костей) для выявления повреждений мозга;
  • консультация генетика с проведением специальных генетических тестов;
  • в некоторых случаях может понадобиться консультация стоматолога и хирурга. 

Если при обследовании специалисты не выявят никаких нарушений со стороны органов и систем, ребёнку показаны только занятия с логопедом. Часто одного цикла достаточно, чтобы догнать сверстников.

Когда у пациента нашли какие-либо отклонения или пороки, специалисты могут назначить лечение лекарственными препаратами, например, ноотропами (при перенесённой гипоксии, травмах головного мозга, аутизме). Обязательно нужны занятия с логопедом, которые помогут скорректировать речь с помощью:

  • игр для развития мышц артикуляционного аппарата;
  • массажа мышц, участвующих в речевой функции;
  • специальных карточек с рисунками или буквами. 

Все эти мероприятия помогают восстановить или развить работу речевого аппарата.

Следите за речью детей, начиная с грудного возраста. Говорите с малышом чётко, не сюсюкайте, так как все ошибки он копирует. А если помимо речевых нарушений присутствует двигательная неловкость, зрительные и слуховые отклонения, неправильный прикус, синдром гиперактивности и дефицита внимания, незамедлительно обращайтесь к специалистам. Чем раньше вы это сделаете, тем выше вероятность успеха в лечении. 

Здоровья вам и вашим детям! 

Источники:

  1. Иванова, Э. В. Педагогическая технология предупреждения отклонений речевого развития у детей раннего возраста : вып. квалификац. работа / Э. В. Иванова, К. Е. Панасенко, О. А Токарева. — Белгород, 2018. 
  2. Каминская, Т. С. Когнитивный «портрет» детей с задержкой психоречевого развития / Т. С. Каминская, Л. Г. Хачатрян, Е. В. Касанаве, И. В. Каминский // Лечащий врач. — 2022.
  3. Якушева, В. В. Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект / В. В. Якушева, К. В. Качяраускене // Научный аспект. — 2019. — № 2.
  4. Жулина, Е. В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития : моногр. / Е. В. Жулина. — Н. Новгород : НГПУ, 2018. — 143 с. 
  5. Балакирева, Е. А. Возможности нейротрофической терапии задержки речевого развития / Е. А. Балакирева, Е. О. Клестова, А. А. Иконников // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2021. — № 121(4). — С. 44–47. 
  6. Заваденко, Н.Н. Отставание в развитии речи у детей: ранняя диагностика и коррекция / Н. Н. Заваденко, Е. В. Козлова // Практика педиатра. — 2014.
  7. Горбунова, Т. В. Предупреждение задержки речевого развития детей в возрасте 2-3 лет в условиях кружковой деятельности : вып. квалификац. работа / Т. В. Горбунова. — Пермь, 2016.
  8. Мертвищева, К. З. Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции / К. З. Мертвищева // Молодой учёный. — 2021. — № 18 (360). — С. 342–344.
  9. Делягин, В. М. Задержка речевого развития у детей / В. М. Вилягин // РМЖ. — 2013. — № 24.
  10. Бобылова, М. Ю. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию / М. Ю. Бобылова, Т. Е. Браудо, М. В. Казакова, И. В. Винярская // Русский журнал детской неврологии. — 2017. — Т. 12. — № 1.
  11. Акбарова, З. А. Проблемы онтогенеза речи: подходы и решения / З. А. Акбарова, Н. У. Хайдаралиева // Молодой учёный. — 2020. — № 5 (295). — С. 286–287.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист. Основным направлением её работы является детское питание и детские болезни. Считает, что главная задача родителей — сохранить здоровье ребёнку, дать ему любовь и счастье, а остального он добьётся сам!

Фото: freepik.com
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про детей

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Гипоксия у детей: профилактика и лечение
Гипоксия у детей: профилактика и лечение

Что это такое, чем она опасна и как её предупредить?

Читать статью «Неправильные» гены аутизма
«Неправильные» гены аутизма

С чем связан рост заболевания и почему рождаются дети с расстройствами аутистического спектра?

Читать статью Учёные нашли способ побороть симптомы аутизма у детей
Учёные нашли способ побороть симптомы аутизма у детей

Занятия следует начинать ещё до года

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...