Её обожают мамы и особенно бабушки. Понятное дело, взрослому-то ходить выкрашенному в несмываемый радикально-зеленый цвет неуместно, ну а кто у ребенка-то спрашивает? Она распространена в постсоветских государствах и не применяется в большинстве зарубежных стран. Тот, кто добровольно перемазался ею, вызывает сочувствие – так сразу понятно, что болен. Её ненавидят дерматологи. Речь о ней – зеленке, или, если правильно говорить на медицинском языке, спиртовом растворе бриллиантовой зелени.
Самый главный вопрос молодых мам в Интернете про кожные болезни их чад: «Чем намазать, чтобы прошло и не надо было бы тащить ребенка к дерматологу?». Понятно, что официальная медицина дать ответ при такой постановке вопроса не может, а керосина, любимца медицины народной, все же мамочки сначала (и правильно) опасаются. Тут на помощь приходит родовой семейный опыт свекровей и тещ, и на божий свет извлекаются полузасохшие пузырьки зеленки.
Мол, помажь, вреда не будет, а уж если не пройдет…
Собственно, ни в составе, ни даже в первом названии лекарства никаких бриллиантов не было. На латыни краситель называется viridis nitentis, то есть «зеленый блестящий», потом это перевели на французский, потом на русский язык. Лекарство относится к анилиновым красителям, которые и открыты были именно благодаря своей способности не отмываться.
Не отмывается и зеленка. Что совсем не радует дерматолога, которому надо распознать диагноз сквозь слои краски.
Дело в том, что заболевания человеческой кожи в плане диагностики представляют собой совокупность изменений кожи, наиболее типичные из которых выделили в так называемые первичные и вторичные морфологические элементы сыпи, такую себе дерматологическую азбуку, и дерматолог из этих «букв» складывает диагноз болезни. Только великим (и мифическим) древним китайским врачам было достаточно пульса для назначения лечения – остальным нужны симптомы.
А если залить их зеленкой? Ни цвет, ни рисунок кожи в местах поражений не будет таким, как изначально. Вы пытались разобрать что-то в тетради, написанное и так не очень разборчивым почерком? А если туда опрокинуть флакончик ближайшего родственника зеленки – анилиновых чернил? То-то.
Опять же соскобы, посевы и прочие анализы, которые жизненно важны для верификации диагноза, – взять с прокрашенной территории невозможно.
Все это отодвигает постановку правильного диагноза и назначение правильного лечения.
Еще противники зеленки говорят о её возможном канцерогенном действии, хотя лично мне данные, основанные на частоте развития рака у рабочих, работающих постоянно с анилиновыми красителями, переносить на не такое уж частое смазывание для лечения не кажется правильным.
Не так редко встречается и непереносимость зеленки. Тогда лечение получается горше болезни: если на зеленку развился аллергический контактный дерматит и наслоился на симптомы основного заболевания – распознать, что там случилось на самом деле, не сможет ни один врач.
Вывод: Зеленкой мазаться можно, но ПОСЛЕ установления диагноза, а не ДО. Если вы не уверены абсолютно точно в природе высыпаний у ребенка, от её применения лучше воздержаться до визита к врачу.
Если вы ну никак к врачу попасть не можете и желание смазать не унять – экспериментируйте с чем-то прозрачным, хотя и в этом случае возможность проведения последующих анализов будет затруднена.
Фото thinkstockphotos.com, коллаж Алины Траут
istockphoto.com/Vladimir Arndt