«Основной инстинкт-2», «Водный мир», «Женщина-кошка», «Александр» — что объединяет эти фильмы? То, что все они провалились в прокате. Деньги, которые были вложены в съемки, не вернулись инвесторам — а фильмы, как известно, все же снимают в первую очередь ради денег.
Такая же беда произошла с некоторыми мультфильмами — например, «Смешарики: легенда о золотом драконе», «Последняя фантазия: духи внутри» (а сколько было фанатов серии игр Final Fantasy!), «Тайна красной планеты» — этот мультик в оригинале назывался «Mars needs moms». Его снимали в Disney, но, несмотря на все мастерство специалистов компании, их творение провалилось с треском, заработав всего 39 миллионов долларов, притом что потрачено было около 150 миллионов. Возможно, именно после этого кому-то в Disney пришла в голову свежая идея.
Искусственный интеллект против скуки
А идея довольно проста и понятна. В медицине и многих других областях исследований используются самообучаемые нейронные сети. Это программы, которые могут анализировать массив данных и выбирать из него те сведения, которые их научили выбирать.
Читайте также:
Как ученые вредные продукты в полезные превращали
К примеру, такой сети можно «скормить» информацию о том, как должна выглядеть раковая опухоль. Для этого в базу загружается множество снимков, и компьютер учится выявлять сходства между ними. После этого загружаются новые снимки — и программа ищет между ними те, которые напоминают ей прошлые, использовавшиеся в ходе обучения, и, кстати, потом вполне успешно находит рак. Подобную сеть решили применить и в Disney.
Известно, что большинству не нравятся заумные нравоучительные истории, зато нравится, предположим, юмор и главные герои в виде милых котиков, ну или снеговиков («Холодное сердце» — самый кассовый мультфильм вообще). Или рыбок («В поисках Немо» и «В поисках Дори» тоже недалеко ушли). А про миньонов и говорить нечего (banana!). В общем, даже при первой мысли прослеживаются общие закономерности, так что святое дело подключить к всему этому нейронную сеть и посмотреть, что получится.
Первый блин не комом
Для начала исследователи из Disney Research и Массачусетского университета (University of Massachusetts Boston) решили сконцентрироваться не на сказках (пока), а на обычных текстах пользователей интернета. Результатом работы должен был стать бот, который мог бы оценивать качество текста, а в будущем — предсказывать, будет история иметь успех у людей или нет. Для этого специалисты использовали сайт вопросов и ответов Quora, взяв оттуда 28 320 откликов, которые набрали больше всего лайков. Эти отклики в основном были написаны в виде коротких историй, поэтому отлично подходили для целей ученых. Объективно оценить качество истории очень сложно, поэтому для определения того, хорош текст или плох, брали именно число положительных отзывов.
На основе всего этого создали три нейронные сети с разными функциями. Одна сеть умела анализировать части историй, вторая — определять, насколько хорошо эти части связаны между собой, а третья оценивала истории в целом. Комбинация трех сетей позволяла выявить самые интересные тексты.
Разумеется, авторы работы протестировали свое детище — они попробовали с помощью трех сетей предугадать, сколько лайков получит на сайте та или иная история. И таки да — по сравнению с необученными нейронными сетями обученные были на 18 % точнее. Пока это все, чего добились ученые, но не за горами, видимо, тот день, когда именно машины будут определять, что именно заинтересует человеческую аудиторию. Проснись, Нео…
Не первопроходцы
Впрочем, идея о том, чтоб предсказать, насколько успешен фильм будет в прокате, уже давно витает в воздухе. Например, сотрудники Северо-Западного университета (Northwestern University, Иллинойс, США) еще весной попробовали снять электроэнцефалограмму у 122 добровольцев, пока те просматривали трейлеры будущих фильмов. Ученым было интересно, что происходит в мозге, когда человек понимает, что он хочет посмотреть ту или иную кинокартину.
Эксперименты показали, что в трейлере важнее всего вовлеченность зрителя: если он постоянно следит за тем, что происходит на экране, и не отвлекается — то у такого фильма больше шансов сорвать куш. За четыре недели добровольцы просмотрели трейлеры не менее чем к 12 фильмам, и сильнее всего их в напряжении держал «Люди Х: дни минувшего будущего». Только за первую неделю в прокате он принес своим создателям почти 91 миллион долларов. Кстати, оказалось, что важнее всего удерживать внимание пользователя в промежутке между 16-й и 21-й секундой. Тук-тук, Нео…
Фото istockphoto.com