История лекарств: циклоспорин

  • 07.08.2018
  • 960
  • Время чтения: 3 минуты

Раздел: Авторские колонки

Первые попытки пересадки (трансплантации) целых функционирующих органов совершались уже много десятилетий назад. Однако даже при операциях, выполненных безукоризненно с хирургической точки зрения, больные погибали. Сперва это было совершенно необъяснимо, но когда объяснение появилось, легче не стало.

Иммунная система человека, как известно, реагирует на внедрение чужих белков — именно это помогает ей защищать нас при атаке бактерий и вирусов. Однако точно так же она отторгает и чужой орган, считая его опасным «захватчиком». Как убедить ее этого не делать? Не так сложно убить активные иммунные клетки, однако после этого человек останется беззащитным перед действительно опасными пришельцами. Возле этого камня преткновения трансплантология топталась довольно долго — а выход, как это часто бывает, нашелся случайно.

Полезные ископаемые

Все началось с активного поиска антибиотиков, во время которого фармацевтические компании проверяли на «убойность для бактерий» буквально всё, что попадалось под руку (например, в 1950 году таким образом «наткнулись» на первый нейролептик).

В 1943-м удалось обнаружить в почве бактерии, выделяющие стрептомицин (этот антибиотик применяют до сих пор, например, во фтизиатрии). После этого почва привлекла внимание не только геологов, но и фармацевтов — некоторые компании даже предписывали всем своим сотрудникам привозить из отпусков образцы грунта.

И вот в 1972 году специалисты фармакологической фирмы Sandoz из образца, в котором обитал грибок Tolypocladium inflatum, выделили вещество, которое компьютерный анализатор счел весьма перспективным. Этот продукт жизнедеятельности грибка проявил способность подавлять рост других грибков. Его назвали циклоспорином и начали исследовать.

Эксперимент с водкой

К несчастью, перспективное «ископаемое» не проявляло никаких антибактериальных эффектов. Циклоспорин должен был пойти на списание, однако Хартманн Штеэлин, руководитель фармакологической службы, убедил директоров позволить оценить его воздействие на иммунную систему.

Первый опыт был проведен на мышах, которым внутривенно вводили кровь барана. Реакция иммунной системы на чужеродные белки приводила к агглютинации — «склеиванию» эритроцитов (то же самое происходит при переливании человеку крови не его группы). После введения циклоспорина агглютинация снижалась более чем в тысячу раз, а иммунная система практически не страдала.

Это был отличный результат, но прежде чем готовить лекарство к выходу на рынок, необходимо было проверить его на безопасность для человека. Этот тест исследователи провели на себе: они употребляли вещество внутрь, подмешивая его… в водку. Ни один ученый не пострадал, и доклад по циклоспорину был представлен руководству фирмы.

Артрит, спасший трансплантологию

Однако безжалостные маркетологи, подсчитав грядущие барыши, дали неутешительный прогноз. На доработку препарата требовалось не менее 500 миллионов долларов, находившаяся в зачаточном состоянии трансплантология не могла окупить этих расходов. Проект было решено закрыть, а остатки циклоспорина, согласно существующим правилам, уничтожить.

Читайте также:
Аутоиммунные заболевания

Но Жан-Франсуа Борель — ученый, открывший иммуносупрессивное действие вещества, — не смог уничтожить результат своего упорного труда и отдал циклоспорин своему коллеге Хансу Гублеру. Тот работал над поиском лекарств от аутоиммунного артрита и выяснил, что циклоспорин снижает активность иммунной системы (и замедляет развитие процесса) при аутоиммунных заболеваниях.

Так что «путевку в жизнь» циклоспорин получил именно как препарат против аутоиммунных поражений суставов. Но через несколько лет после его выхода на рынок Борель прочитал лекцию о своем детище Лондонскому обществу иммунологов. Один из слушателей, хирург Рой Калн, заинтересовался этим лекарством и начал применять его при трансплантации. К сожалению, первый опыт закончился трагически — больной погиб.

Однако Калн сумел доказать, что к неудаче привел неверный расчет дозы, и «оправдал» циклоспорин. Вещество стало активно применяться в трансплантологии, которая наконец вышла из многолетнего тупика и подарила годы жизни многим людям.

Лидия Куликова

Фото depositphotos.com

Товары по теме: [product strict=" РЕСТАСИС, ЭКОРАЛ, САНДИММУН НЕОРАЛ"](циклоспорин)

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Анестезия при операции: без чувства боли
Анестезия при операции: без чувства боли

<p>Самый большой страх пациента — проснуться во время операции и услышать, о чем говорят доктора. Шутка, конечно. Боль — вот что страшит наших больных. До недавнего времени боль тормозила прогресс медицины, не давая возможности провести оперативное вмешательство в необходимом объеме. Сегодня мы поговорим об анестезии как способе временного, обратимого лишения чувства боли во время операции</p>

Читать статью Отсутствие мотивации: не могу себя заставить
Отсутствие мотивации: не могу себя заставить

<p> Что такое мотивация и как с ней работать: советы психотерапевта </p> <br />

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...