Удаленные медицинские консультации. Спорные моменты

  • 15.09.2016
  • 62
  • Время чтения: 7 минут

Раздел: Авторские колонки

Можно ли переоценить важность экстренной мобильной связи с опытным врачом? Лично я уже несколько раз оказывалась в ситуации, когда «звонок другу-врачу» был спасителен. Например, недавно мне разрешили посидеть с новорожденным внуком Лёвкой пару часов. Я, еле дождавшись, пока кроха проснется, начала его рассматривать, устраивать воздушные ванны и делать легкий массаж. И очень испугалась, увидев под подгузником покраснение кожи размером с мою ладонь.

В испуге я позвонила подруге-педиатру. И только ее спокойный голос привел меня в чувство: «Бабушка, успокойтесь, ничего страшного не происходит. Скорее всего, малышу не подошла эта марка подгузников. Попку надо помыть, просушить, подержать малыша голышом, затем обработать кремом и надеть подгузники другой марки». Заодно доктор Елена мне сказала важные слова: главная задача свекрови — «не нервировать молодую маму», не делать ей замечаний и не вмешиваться в жизнь молодой семьи, а тихо помогать, чем можешь. Так что наш педиатр еще и психолог.

С развитием мобильных технологий в жизнь пришли онлайн-сервисы, круглосуточно предоставляющие услугу срочной или плановой медицинской консультации с доктором. Неважно, где вы находитесь, в городе, или на даче, или в другой стране, — зная адрес нужного сервиса, можно в течение 3 минут встретиться на сеансе видео- или аудиосвязи с практикующим врачом.

Даже если ночью возникли вопросы по самочувствию и нет четкого понимания степени критичности проблемы, нужно ли вызывать «скорую» или «пройдет само», то опять-таки онлайн-консультация специалиста сможет помочь оценить ситуацию и подсказать правильное решение.

Возражение 1: заочно врач не поможет

Мне хотелось бы построить статью в виде ответов на вопросы читателей, которые по-разному отреагировали на предыдущий материал о телемедицине. Например, Наталья пишет: «Через интернет настоящий врач, не видя пациента, никогда ничего не посоветует!».

Позволю себе не согласиться. Настоящий врач в первую очередь постарается любому обратившемуся к нему человеку помочь с полной ответственностью, находясь на рабочем месте, в том числе территориально удаленном.

Самое большое количество «срочных» вопросов связано с детьми. Например, ребенок на отдыхе поел большое количество фруктов, и после этого начался частый кашицеобразный стул. Молодой маме, находящейся далеко от дома, надо решить вопрос экстренности ситуации: везти ли малыша в местную больницу?

Врач, практикующий педиатр, который дежурит в Сети на нашей круглосуточной линии, расспрашивает маму об общем состоянии ребенка, просит положить руку на животик и оценить, мягкий ли, задает вопросы, позволяющие определить тяжесть состояния и составить прогноз развития. Затем детский доктор в рекомендательно- разъяснительной форме подводит к тем действиям, которые мама должна сделать в данный момент: как срочно и к какому специалисту надо обратиться на очную консультацию, что можно предпринять для облегчения состояния малыша и предупреждения развития осложнений.

Кстати, другая читательница, Ольга, в комментариях к той же статье отвечает Наталье: «Очень здравая мысль — срочные онлайн-консультации. Лучше с врачом посоветоваться, чем наобум самим лечиться или подружек расспрашивать».

Возражение 2: есть ограничения при осмотре


Разберем трудности дистанционного консультирования, на которые обращает внимание Эльвира: «А как пальпировать пациентов? Тоже по телефону, что ли...».

На сегодняшний момент, согласно стандартам оказания медицинской помощи, диагноз заболевания возможно поставить только после тщательного врачебного осмотра, включающего оценку у пациента цвета кожных покровов и слизистых, прослушивание органов грудной клетки, пальпацию живота или паравертебральных точек, осмотр на гинекологическом или урологическом кресле. И это пока действительно невозможно на онлайн-приеме.

С другой стороны, в наш дом давно уже пришли лаборатории: например тест-полоски, определяющие беременность, наличие белка и других компонентов в моче, указывающих на проблему. Также возможно определение в домашних условиях артериального давления и сердечной аритмии, сатурации (насыщенности крови кислородом), уровня глюкозы крови — все это уже привычно.

На подходе портативные аппараты для регистрации ЭКГ в домашних условиях. Самые продвинутые производители мобильных устройств приступили к массовым продажам дополнительного оборудования к смартфонам, позволяющего передавать дыхательные и сердечные шумы по интернет-каналам Так что информации для анализа можно собрать немало и в домашних условиях. И уж конечно, всю эту информацию проанализировать сможет только врач.

Так что же удобнее? С каждой проблемой записываться в поликлинику и бежать в назначенное время к врачу — или в течение 5 минут связаться о специалистом? Повторюсь, что видеообщение — это живое общение в реальном времени пациента с реальным врачом.

Возражение 3: врач не сможет назначить лекарства

Уважаемый Андрей Геннадьевич, написавший «Это уже самолечение. Но никак не лечение. Считаю, что с врачом должно быть живое общение».


Отвечаю — в онлайне общение вообще вполне себе живое, здесь и сейчас, вопрос-ответ. Единственное, чего не может врач назначить на онлайн-приеме, — сильнодействующие препараты, например антибиотики, антидепрессанты и др. Это связано с их курсовым приемом, во время которого лечащий врач следит, чтобы не было побочных явлений или аллергии, и попутно подбирает пациенту оптимальную дозу.

Однако если препараты уже подобраны, то корректировать дозу и длительность приема опять же удобнее не отрываясь на поход в лечебное учреждение, а обратившись за удаленной медицинской консультацией в удобное время с работы или из дома.

Возражение 4: врач не сможет выписать рецепт

У нас в стране самые востребованные лекарства — обезболивающие и противовоспалительные нестероидные средства, антациды, ферменты и желчегонные, кишечные антисептики и пробиотики, а также многие другие препараты, которые обычно отпускаются в аптеках без рецепта. Поэтому приобретение большинства медикаментов в этом плане не составит проблемы. Но ведь надо знать, на что потратить деньги. И тут в полной мере проявляются возможности телемедицины: гораздо разумнее получить срочную консультацию у врача онлайн, чем расспрашивать фармацевта про «эффективную» таблетку.

А, например, в таких странах, как Америка и Израиль, семейным врачам уже предоставлено право выписывать повторные рецепты в электронном виде по звонку пациента, который регулярно приходит на прием. Когда закончилось назначенное лекарство, пациент может сообщить своему лечащему врачу, и тот, если считает нужным, отправляет электронный рецепт сразу в ближайшую к пациенту аптеку. Так что рецепты по интернету в мире уже выписываются, правда, все равно только после очного приема.

Возражение 5: врач не сможет выдать больничный лист


Есть проблема, которую противники развития мобильных медицинских технологий поднимают как знамя: «Вы же не выдаете листок нетрудоспособности!».

Тут возразить нечего. Всё правда — не выписываем рецепты и не оформляем листок нетрудоспособности. Однако заметьте: если вы так больны, что нетрудоспособны, значит, вас надо освидетельствовать на этот предмет, и диагноз поставить, и лечение серьезное назначить, и проследить, чтобы состояние улучшалось, а не ухудшалось. И глупо спорить, что здесь нужна личная своевременная встреча с врачом.

Однако чаще всего и детей, и взрослых настигает обычная простуда. Переутомились, подмерзли — и вот уже саднит горло, текут и слезы, и сопли. В этот момент лучшее решение — как можно быстрее посоветоваться с врачом, узнать, какие простые приемы использовать и доступные лекарства принять, чтобы банальная вирусная инфекция не потащила за собой бактериальную, такую как гнойный гайморит или пиелонефрит, например. А если врач заподозрит что-то более серьезное, то он обязательно разъяснит пациенту, почему в его случае необходимо именно очное посещение врача.

К слову, любимый вопрос пациентов: а мне антибиотики надо принимать? И тут самое главное — чтобы врач напомнил, в чем заключается убийственное действие антибиотиков, принимаемых при банальной вирусной инфекции.

Мобильные медицинские технологии — западня или прогресс?

Подвести итог помог вот этот комментарий Ники:

«Полно народу, которые уже ставят диагнозы по интернету и форумам себе сами. Так что чем бороться с хаосом. проще его организовать и возглавить…».

Соглашусь и подкреплю слова Ники следующим: риск от полученной онлайн-консультации врача не превышает возможного риска от самолечения, а наоборот, помогает избежать неправильных действий по отношению к своему здоровью.

Конечно, внедрение современных интернет-технологий в лечебный процесс ломает сложившийся стереотип отношений врача и пациента. Однако, как правило, новое становится со временем привычным. Пользоваться ли предлагаемыми новшествами либо следовать давно сложившимся традициям — решает каждый самостоятельно.

Анна Аверина

Фото istockphoto.com

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Анестезия при операции: без чувства боли
Анестезия при операции: без чувства боли

<p>Самый большой страх пациента — проснуться во время операции и услышать, о чем говорят доктора. Шутка, конечно. Боль — вот что страшит наших больных. До недавнего времени боль тормозила прогресс медицины, не давая возможности провести оперативное вмешательство в необходимом объеме. Сегодня мы поговорим об анестезии как способе временного, обратимого лишения чувства боли во время операции</p>

Читать статью Отсутствие мотивации: не могу себя заставить
Отсутствие мотивации: не могу себя заставить

<p> Что такое мотивация и как с ней работать: советы психотерапевта </p> <br />

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...