Можно ли переоценить важность экстренной мобильной связи с опытным врачом? Лично я уже несколько раз оказывалась в ситуации, когда «звонок другу-врачу» был спасителен. Например, недавно мне разрешили посидеть с новорожденным внуком Лёвкой пару часов. Я, еле дождавшись, пока кроха проснется, начала его рассматривать, устраивать воздушные ванны и делать легкий массаж. И очень испугалась, увидев под подгузником покраснение кожи размером с мою ладонь.
В испуге я позвонила подруге-педиатру. И только ее спокойный голос привел меня в чувство: «Бабушка, успокойтесь, ничего страшного не происходит. Скорее всего, малышу не подошла эта марка подгузников. Попку надо помыть, просушить, подержать малыша голышом, затем обработать кремом и надеть подгузники другой марки». Заодно доктор Елена мне сказала важные слова: главная задача свекрови — «не нервировать молодую маму», не делать ей замечаний и не вмешиваться в жизнь молодой семьи, а тихо помогать, чем можешь. Так что наш педиатр еще и психолог.
С развитием мобильных технологий в жизнь пришли онлайн-сервисы, круглосуточно предоставляющие услугу срочной или плановой медицинской консультации с доктором. Неважно, где вы находитесь, в городе, или на даче, или в другой стране, — зная адрес нужного сервиса, можно в течение 3 минут встретиться на сеансе видео- или аудиосвязи с практикующим врачом.
Даже если ночью возникли вопросы по самочувствию и нет четкого понимания степени критичности проблемы, нужно ли вызывать «скорую» или «пройдет само», то опять-таки онлайн-консультация специалиста сможет помочь оценить ситуацию и подсказать правильное решение.
Возражение 1: заочно врач не поможет
Мне хотелось бы построить статью в виде ответов на вопросы читателей, которые по-разному отреагировали на предыдущий материал о телемедицине. Например, Наталья пишет: «Через интернет настоящий врач, не видя пациента, никогда ничего не посоветует!».
Позволю себе не согласиться. Настоящий врач в первую очередь постарается любому обратившемуся к нему человеку помочь с полной ответственностью, находясь на рабочем месте, в том числе территориально удаленном.
Самое большое количество «срочных» вопросов связано с детьми. Например, ребенок на отдыхе поел большое количество фруктов, и после этого начался частый кашицеобразный стул. Молодой маме, находящейся далеко от дома, надо решить вопрос экстренности ситуации: везти ли малыша в местную больницу?
Врач, практикующий педиатр, который дежурит в Сети на нашей круглосуточной линии, расспрашивает маму об общем состоянии ребенка, просит положить руку на животик и оценить, мягкий ли, задает вопросы, позволяющие определить тяжесть состояния и составить прогноз развития. Затем детский доктор в рекомендательно- разъяснительной форме подводит к тем действиям, которые мама должна сделать в данный момент: как срочно и к какому специалисту надо обратиться на очную консультацию, что можно предпринять для облегчения состояния малыша и предупреждения развития осложнений.
Кстати, другая читательница, Ольга, в комментариях к той же статье отвечает Наталье: «Очень здравая мысль — срочные онлайн-консультации. Лучше с врачом посоветоваться, чем наобум самим лечиться или подружек расспрашивать».
Возражение 2: есть ограничения при осмотре
Разберем трудности дистанционного консультирования, на которые обращает внимание Эльвира: «А как пальпировать пациентов? Тоже по телефону, что ли...».
На сегодняшний момент, согласно стандартам оказания медицинской помощи, диагноз заболевания возможно поставить только после тщательного врачебного осмотра, включающего оценку у пациента цвета кожных покровов и слизистых, прослушивание органов грудной клетки, пальпацию живота или паравертебральных точек, осмотр на гинекологическом или урологическом кресле. И это пока действительно невозможно на онлайн-приеме.
С другой стороны, в наш дом давно уже пришли лаборатории: например тест-полоски, определяющие беременность, наличие белка и других компонентов в моче, указывающих на проблему. Также возможно определение в домашних условиях артериального давления и сердечной аритмии, сатурации (насыщенности крови кислородом), уровня глюкозы крови — все это уже привычно.
На подходе портативные аппараты для регистрации ЭКГ в домашних условиях. Самые продвинутые производители мобильных устройств приступили к массовым продажам дополнительного оборудования к смартфонам, позволяющего передавать дыхательные и сердечные шумы по интернет-каналам Так что информации для анализа можно собрать немало и в домашних условиях. И уж конечно, всю эту информацию проанализировать сможет только врач.
Так что же удобнее? С каждой проблемой записываться в поликлинику и бежать в назначенное время к врачу — или в течение 5 минут связаться о специалистом? Повторюсь, что видеообщение — это живое общение в реальном времени пациента с реальным врачом.
Возражение 3: врач не сможет назначить лекарства
Уважаемый Андрей Геннадьевич, написавший «Это уже самолечение. Но никак не лечение. Считаю, что с врачом должно быть живое общение».
Отвечаю — в онлайне общение вообще вполне себе живое, здесь и сейчас, вопрос-ответ. Единственное, чего не может врач назначить на онлайн-приеме, — сильнодействующие препараты, например антибиотики, антидепрессанты и др. Это связано с их курсовым приемом, во время которого лечащий врач следит, чтобы не было побочных явлений или аллергии, и попутно подбирает пациенту оптимальную дозу.
Однако если препараты уже подобраны, то корректировать дозу и длительность приема опять же удобнее не отрываясь на поход в лечебное учреждение, а обратившись за удаленной медицинской консультацией в удобное время с работы или из дома.
Возражение 4: врач не сможет выписать рецепт
У нас в стране самые востребованные лекарства — обезболивающие и противовоспалительные нестероидные средства, антациды, ферменты и желчегонные, кишечные антисептики и пробиотики, а также многие другие препараты, которые обычно отпускаются в аптеках без рецепта. Поэтому приобретение большинства медикаментов в этом плане не составит проблемы. Но ведь надо знать, на что потратить деньги. И тут в полной мере проявляются возможности телемедицины: гораздо разумнее получить срочную консультацию у врача онлайн, чем расспрашивать фармацевта про «эффективную» таблетку.
А, например, в таких странах, как Америка и Израиль, семейным врачам уже предоставлено право выписывать повторные рецепты в электронном виде по звонку пациента, который регулярно приходит на прием. Когда закончилось назначенное лекарство, пациент может сообщить своему лечащему врачу, и тот, если считает нужным, отправляет электронный рецепт сразу в ближайшую к пациенту аптеку. Так что рецепты по интернету в мире уже выписываются, правда, все равно только после очного приема.
Возражение 5: врач не сможет выдать больничный лист
Есть проблема, которую противники развития мобильных медицинских технологий поднимают как знамя: «Вы же не выдаете листок нетрудоспособности!».
Тут возразить нечего. Всё правда — не выписываем рецепты и не оформляем листок нетрудоспособности. Однако заметьте: если вы так больны, что нетрудоспособны, значит, вас надо освидетельствовать на этот предмет, и диагноз поставить, и лечение серьезное назначить, и проследить, чтобы состояние улучшалось, а не ухудшалось. И глупо спорить, что здесь нужна личная своевременная встреча с врачом.
Однако чаще всего и детей, и взрослых настигает обычная простуда. Переутомились, подмерзли — и вот уже саднит горло, текут и слезы, и сопли. В этот момент лучшее решение — как можно быстрее посоветоваться с врачом, узнать, какие простые приемы использовать и доступные лекарства принять, чтобы банальная вирусная инфекция не потащила за собой бактериальную, такую как гнойный гайморит или пиелонефрит, например. А если врач заподозрит что-то более серьезное, то он обязательно разъяснит пациенту, почему в его случае необходимо именно очное посещение врача.
К слову, любимый вопрос пациентов: а мне антибиотики надо принимать? И тут самое главное — чтобы врач напомнил, в чем заключается убийственное действие антибиотиков, принимаемых при банальной вирусной инфекции.
Мобильные медицинские технологии — западня или прогресс?
Подвести итог помог вот этот комментарий Ники:
«Полно народу, которые уже ставят диагнозы по интернету и форумам себе сами. Так что чем бороться с хаосом. проще его организовать и возглавить…».
Соглашусь и подкреплю слова Ники следующим: риск от полученной онлайн-консультации врача не превышает возможного риска от самолечения, а наоборот, помогает избежать неправильных действий по отношению к своему здоровью.
Конечно, внедрение современных интернет-технологий в лечебный процесс ломает сложившийся стереотип отношений врача и пациента. Однако, как правило, новое становится со временем привычным. Пользоваться ли предлагаемыми новшествами либо следовать давно сложившимся традициям — решает каждый самостоятельно.
Фото istockphoto.com