Медицинские новости: обзор с 13.12 по 19.12

• 19.12.2015

Компьютерные 3D-игры улучшат память

Видеоигры вредны или полезны? Зависит от того, как на это посмотреть, отвечают нейробиологи из Университета Калифорнии. Недавно ученые обнаружили, что 3D-игры способны поддерживать интеллектуальное здоровье.

В рамках эксперимента специалисты тестировали две группы студентов, которые должны были ежедневно в течение двух недель по полчаса играть в одну из двух видеоигр. Первой группе досталась простая 2D-игра про злых птичек и зеленых свиней Angry Birds, а вторая осваивала более сложный геймплей в Super Mario 3D World.

Участникам исследования предложили пройти тесты на визуальную память до и после игрового периода. Требовалось запомнить ряд изображений и при последующем показе назвать «старые» и вновь появившиеся новые объекты, а также объекты, в которых появились изменения. За такую когнитивную активность отвечает гиппокамп — область мозга, связанная с памятью и обучением.

У тех, кто две недели управлял усатым сантехником в 3D, память улучшилась на 12 % по сравнению со студентами, игравшими в 2D. Ровно на столько же в среднем снижается объем памяти в возрасте от 45 до 70 лет. Таким образом, исследователи предполагают, что обнаружили неплохой источник поддержания мозговой активности в зрелом возрасте.

Читайте также:
Игры про врачей

Но почему 3D-игры стимулируют память, а 2D — нет? Ученые пока не определились: сыграла здесь роль необходимость задействовать пространственное мышление или все объясняется повышенной сложностью прохождения игры. Поэтому геймеров ждут новые эксперименты.

Обнаружен нейронный механизм обучения

Несмотря на то что открыто немало способов, достоверно улучшающих память, сами нейронные механизмы запоминания содержат еще много неизвестных.

Одна из основных гипотез заключается в том, что мозг накапливает опыт, изменяя связи между нейронами. Эта способность адаптироваться — которую называют «нейропластичностью» — обеспечивает способность делать выводы из воспоминаний и в итоге обучаться.

На молекулярном уровне такие процессы обусловлены изменением экспрессии определенных генов, отвечающих за усиление и ослабление нейронных связей. В новом исследовании группа нейрофизиологов из Германии объединила усилия, чтобы выяснить, как именно регулируется активность этих генов.

Ученые стимулировали долговременную память у мышей, заставляя их распознавать определенную тестовую среду. Параллельно специалисты изучали образцы мозговых тканей подопытных грызунов в поисках эпигенетических модификаций (когда клетки с помощью определенных механизмов включают и выключают гены, не изменяя саму последовательность ДНК). В результате исследователи смогли наглядно сопоставить процесс обучения мышей и изменения в их мозге.

Ученые увидели вполне ожидаемые эпигенетические изменения (ДНК-метилирование и модификации гистонов). При этом подтвердилась гипотеза, что нейропластичность формируется в основном за счет ДНК-метилирования. Но основным открытием стало то, что изменения произошли не только в нейронах но и в ненейрональных (глиальных) клетках головного мозга.

Процесс накопления опыта вне формирования нейронных цепочек — это совершенно новое слово в нейрофизиологии. Ученым уже не терпится продолжить изыскания на данную тему. Кроме того, беспрецедентный объем доказательств того, что нейропластичность связана с ДНК-метилированием, подсказывает новую потенциальную мишень для терапии болезни Альцгеймера.

Гранаты могут спасти от Альцгеймера

Тем временем в США ищут более простые способы борьбы с Альцгеймером. Еще в прошлом году американские исследователи доказали, что развитию данного заболевания препятствует экстракт граната, но не выяснили, благодаря каким именно фитохимическим соединениям.

Дело в том, что полифенолы — признанные защитники здоровья, которыми славится гранат, — не способны проникать сквозь гематоэнцефалический барьер, а значит, не могут влиять на образование бета-амилоидных бляшек в мозге. Однако оказалось, что производное соединение эллаготанина (одного из полифенолов) — уролитин — все же достигает мозга, и именно этот компонент замедляет развитие нейродегенеративных изменений.

На следующем этапе ученым предстоит выяснить, сможет ли уролитин полностью предотвратить или даже вылечить болезнь Альцгеймера.

Нездоровый образ жизни опаснее, чем кажется

Все мы знаем, что курение, алкоголь, недосып и малоподвижный образ жизни здоровья не добавляют, а совсем наоборот. И все равно полуночничаем, курим и много времени проводим за компьютером, надеясь, что ничего плохого с нами не случится.

Однако австралийские ученые доказали, что в совокупности такие «обычные» нездоровые факторы образуют прямо-таки адскую смесь. Они выделили шесть причин, влияющих на сокращение жизни: курение, чрезмерное потребление алкоголя, плохое питание, малоподвижный образ жизни, много времени в сидячем положении и недостаток или избыток сна (да-да, избыток сна тоже вреден!). А потом начался самый интересный этап — изучение эффекта сочетаний нездоровых факторов.

В итоге наиболее опасными оказались трио «избыток сна, много времени сидя и отсутствие физических упражнений», а также «курение, высокое потребление алкоголя и недостаток сна (менее 7 часов в сутки)». Эти комбинации увеличивают риск ранней смерти в 4 раза, провоцируя болезни сердца, диабет и онкологию.

Чуть менее угрожающими выглядят дуэты «малоподвижность + избыток сна», «малоподвижность + слишком много времени сидя» и «курение + неумеренное употребление алкоголя». Они сократят вашу жизнь «всего лишь» в 2 раза. А вот сочетание всех шести факторов одновременно убьет вас в 5 раз быстрее.

Инсульт, диабет и рак в настоящее время уничтожают более 38 миллионов человек по всему миру. Но, как показывают исследования, в 95 % случаев можно не заболеть, просто соблюдая здоровый образ жизни. Поэтому так важно не надеяться «на авось», а заняться своим здоровьем, не позволяя лени себя одолеть.

Здоровья вам и до новых встреч!

Фото: thinkstockphotos.com