Медицинские новости: обзор с 20.12 по 26.12

• 26.12.2015
  • Время чтения: 4 минуты

В мозге найдена зона новогоднего настроения

Исследователи из Дании покусились на святое, решив выяснить, в какой части человеческого мозга обитает новогоднее настроение.

Для этого они опросили добровольцев на тему их преданности рождественским и новогодним традициям. Затем сформировали две группы — в первую вошли люди, «равнодушные» к главным праздникам зимы, а во второй оказались горячие приверженцы «всего новогоднего».

Затем обеим группам показали серии фотографий. Одна из серий была посвящена обычным бытовым сюжетам, а вторая содержала тематические праздничные сцены — новогоднюю иллюминацию, нарядные ели, Санта-Клауса с мешком подарков и т. п. При этом участников о цели фотопрезентации не предупреждали.

Ученые не обнаружили никакой разницы в нейронной активности между двумя группами при просмотре повседневных изображений, но участники «рождественской» группы продемонстрировали повышенную мозговую активность при виде праздничных сюжетов.

На фМРТ ученые отследили локализацию данного возбуждения: она включает в себя ряд корковых зон, в том числе теменную долю, соматосенсорную кору и премоторную область. Эти области мозга связаны с духовностью, телесными ощущениями, а также распознаванием эмоций.

Впрочем, авторы исследования признают, что, возможно, аналогичный нейронный всплеск возникнет при любой комбинации радостных, торжественных или ностальгических эмоций, необязательно связанных с Рождеством или Новым годом. Тем не менее от существования «духа Рождества» ученые отказываться не собираются. И даже обещают в скором времени найти лекарство от антирождественского скептицизма.

В новом году — вдвое больше новых зубов

Японцы заявили, что теперь способны помочь всем людям с нехваткой зубов (врожденной или вследствие удаления) и готовы вырастить столько новых зубов, сколько нужно.

В ходе эксперимента исследователи извлекли у мышей клетки, из которых формируются зубы, и поместили их в специальную среду, имитирующую условия естественного развития зубов, а спустя 2 недели разделили зубные зачатки надвое. Из каждой половинки вырос новый зубик — все их заново имплантировали в десны (в заранее подготовленные отверстия).

Важно, что каждый из новоявленных зубов способен жевать и чувствовать. На них в отличие от имплантатов можно ставить брекеты и вообще совершать любые ортодонтические манипуляции.

Ученые также рассматривают возможность использования стволовых клеток для того, чтобы получить больше зубных зачатков (пока получается разделение только напополам), но пока для этого существуют барьеры, преодоление которых еще впереди.

Генетики спасают от новогодних калорий

Судя по новостной ленте соцсетей, каждый третий пользователь боится, что джинсы не сойдутся на талии, округлившейся после праздничных застолий. Ученые вдохновленные этим криком о помощи, разрабатывают совершенно новый способ похудения.

Давно пора! — скажем мы. В конце концов, рекомендации правильно питаться и заниматься спортом уже набили оскомину, а все известные похудательные таблетки дают лишь временный эффект. Неужели в наш век чудо-технологий нельзя просто так взять и придумать что-то супертехнологичное, чтобы сбросить вес быстро и надолго? Можно! — отвечают японские генетики.

Сначала команда специалистов обнаружила, что лабораторные мыши, лишенные двух генов, Cnot7 и Тоb, не толстеют, даже если их долго кормить жирной пищей. Ученые исследовали жировую ткань этих мышей и обнаружили, что секрет их изящной фигуры заключается в повышенной экспрессии еще одного гена под названием UCP1, который способствует преобразованию жира в энергию.

Уже известно, что тучные люди и мыши имеют как раз низкие концентрации UCP1, поэтому они склонны накапливать жир, а не сжигать его. Расщепление жира происходит при участии белка UCP1. Именно его стабильность решает судьбу накопленного жира.

Ранее генетики изучали процессы синтеза UCP1, но японцам пришло в голову, наоборот, рассмотреть механизм его деградации. И главным открытием на этом пути стал тот факт, что гены Cnot7, Тоb и UCP1 функционально связаны. Мыши, лишенные Cnot7 и Тоb, имеют более стабильный UCP1 белок. Поэтому их жир эффективно сжигается, и они не полнеют даже на самой калорийной диете.

Сегодня речь идет о создании принципиально нового препарата, делающего расщепление жиров беспрепятственным на генетическом уровне. Ну а поскольку уже изобретена технология редактирования генома человека, мы надеемся, что к очередному Рождеству можно будет создавать генетически стройных людей. Шутка!

А пока генетики окончательно нас не трансформировали, постараемся все-таки не переедать за новогодним за столом и найти время для спортзала и лыжных прогулок на предстоящих длинных каникулах.

С наступающим Новым годом!

До новых встреч!