Медицинские новости: обзор с 29.11 по 05.12

• 05.12.2015

ГМО-комары больше не распространяют малярию

Буквально в прошлом месяце ученые заявили, что теперь в их распоряжении технология, позволяющая с легкостью редактировать геном любых живых существ. И вот, пожалуйста, уже появились новые генно-модифицированные малярийные комары с «иммунитетом» против... малярии.

Исследователи «отредактировали» комариные личинки, придав им устойчивость к паразитам Plasmodium, вызывающим малярию. В итоге даже спустя три поколения генетически модифицированные комары дают «антималярийное» потомство. Ученые планируют разводить новых комаров в районах с высоким уровнем заболеваемости малярией.

Справка:
Технология CRISPR способна обнаружить ДНК или РНК вируса и уничтожить ее. Особый фермент Cas9 аккуратно вырезает из ДНК вируса целые куски. Используя его, ученые могут прицельно выключать те или иные гены (участки ДНК) у эмбриона. Место вырезанного участка ДНК затем «залатывается» естественным образом или же в пустоты подставляется другой участок. Метод CRISPR сравнивают с исправлением опечатки в слове — настолько проста процедура «редактирования». В том числе, уже сейчас технология CRISPR делает возможным редактирование генома человека.

Как вариант, рассматривалась идея сделать малярийных комаров попросту бесплодными, но в этом случае слишком велик риск нарушения биоценоза из-за уничтожения целого биологического звена.

Слепая пациентка с расщеплением личности прозрела на 80 %

Те, кто читал «Таинственную историю Билли Миллигана», человека с 24 личностями в одном теле, в полной мере оценят следующую новость.

Героиня этого сюжета, страдая диссоциативным расстройством, содержала в себе 10 личностей разного возраста, пола и характера, которые попеременно контролировали ее сознание.

Справка:
Диссоциативное расстройство идентичности — редкое психическое расстройство, при котором вследствие психологической травмы в теле одного человека как будто существует несколько разных личностей, «переключающихся» между собой. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение. После «переключения» активная в данный момент личность не помнит, что происходило, пока была активна другая.

Вышеупомянутая пациентка попала в аварию, после которой ослепла. Врачи сочли слепоту необратимой — участки мозга, отвечающие за зрение, при стимулировании демонстрировали полное отсутствие электрической активности.

Женщина прожила в полной темноте 10 лет. После чего она решила обратиться за помощью к психотерапевту. Внезапно психотерапевтические сессии возымели эффект — некоторые личности стали различать контуры предметов. Постепенно «прозревших» личностей становилось все больше, а зрение их понемногу улучшалось. После 5-летней терапии, основанной на работе с психотравмирующим событием, зрение обрели 8 из 10 «внутренних людей».

Слепота пациентки была признана психогенной. По словам лечащего врача, «в эмоционально напряженных ситуациях люди иногда хотят ослепнуть, чтобы не видеть некоторые травмирующие обстоятельства». Вероятно, есть связь между диссоциативным расстройством и психогенным характером слепоты, но точно эта связь пока не установлена.

Так или иначе, существование феномена множественной личности в очередной раз объективно подтверждено на биологическом уровне.

Одиночество чревато снижением иммунитета

И немного о вреде одиночества. Хотя мудрец и сказал, что «лучше будь один, чем вместе с кем попало», люди все же существа социальные, и одиночество плохо отражается на нашем здоровье.

Ученые объяснили, что когда человек долго живет один, его мозг как бы переключается в режим повышенного самосохранения. В итоге, несмотря на то что человек сознательно может очень желать новых знакомств и отношений, бессознательно он сверхнасторожен в отношении «чужаков», способных нарушить привычное состояние.

Для более полного анализа проблемы ученые исследовали социально изолированных обезьян макак. У таких животных были обнаружены повышенная экспрессия генов, вовлеченных в воспаление, и снижение уровня экспрессии генов, участвующих в противовирусной реакции. Также был выявлен более высокий уровень стрессового гормона норадреналина.

Как следствие, у одиноких обезьян серьезно страдал иммунитет: в частности, у них гораздо быстрее развивалась ВИЧ-инфекция по сравнению с сородичами, проживающими в группе.

Более того, выяснилось, что повышенная «стрессовая сигнализация» провоцирует дальнейшее усугубление стрессовых реакций и в результате еще большую изоляцию. Поэтому специалисты рекомендуют не замыкаться в себе, а больше внимания уделять социальным контактам хотя бы для пользы собственного здоровья.

Боязнь зубного кабинета пройдет за неделю

И напоследок хорошая новость для всех, кто «до смерти» боится стоматолога. До сих пор таким пациентам могли предложить разве что лечение зубов под общим наркозом. Но, во-первых, общий наркоз не безобиден для организма, а во-вторых, даже зная о возможности тотального обезболивания, пациенты с фобией на зубоврачебное кресло тянут с визитом до последнего. Как результат — глубокий кариес, пульпит, потерянные зубы и прочие «прелести» запущенных стоматологических случаев.