Новости здоровья и медицины: обзор с 26.07 по 01.08

• 01.08.2015
  • Время чтения: 4 минуты

Новости здоровья, привлекшие наше внимание на минувшей неделе: поиск очагов склероза доверят программному приложению, новое вещество позволит худеть только тем, кто имеет избыток веса, старение начинается в одночасье, и главное тут — не упустить момент, а нейрохирурги помогают выиграть войну в исторической перспективе.

Создана молекула для лечения ожирения и диабета

Оригинальный способ похудеть и заодно вылечить диабет 2-го типа предложили британские ученые. Речь о новой синтетической молекуле под рабочим названием «соединение 14» (compound 14). Это вещество, которое заставляет клетки организма «думать», будто они уже потратили свою энергию, и вследствие этого усиленно потреблять глюкозу и ускорять обмен веществ.

Действие «соединения 14» протестировано на двух группах лабораторных мышей. Первую группу кормили обычным рационом, а вторая питалась исключительно жирной пищей. Закономерно, что грызуны из второй группы вскоре заболели ожирением, также у них произошло нарушение толерантности к глюкозе (один из ранних признаков диабета).

Введение суточной дозы compound 14 никак не повлияло на здоровых мышей, зато у их тучных собратьев уровень глюкозы в крови пришел в норму. Кроме того, после недельного курса лечения располневшие мышки сбросили 5 % веса. При этом важно, что у мышей с нормальной массой тела потери веса не произошло.

Современные препараты для лечения диабета 2-го типа порой недостаточно эффективны в достижении гликемического контроля. Кроме того, прием таких лекарств иногда приводит к набору веса, что само по себе провоцирует развитие диабета. Новая разработка одним махом решает обе проблемы. Осталось проверить действие вещества на людях и выяснить, как оно поведет себя «на длинной дистанции».

Генетики подарили «вечную молодость» червям

Тем временем американские генетики тоже продвинулись в поисках способа продлить полноценную человеческую жизнь, а точнее — остановить старение. В ДНК червей-нематод Caenorhabditis elegans (которых используют в качестве модельного объекта для изучения заболеваний человека) ученые обнаружили «выключатель молодости».

Наблюдая за развитием червей, ученые установили, что старение начинается вовсе не «постепенно», а сразу же после наступления половой зрелости. Это связано с резким крушением защитного действия так называемых белков теплового шока (HSP). Белки теплового шока защищают организм (в том числе человеческий) от разного рода стрессов, а понижение их активности связано с началом гибели клеток.

Исследователи выяснили, что губительное действие на HSP оказывают стволовые клетки, присутствующие в генеративных органах червей, которые по достижении репродуктивного возраста выделяют определенный фермент, который и снижает активность этих белков. Когда ученые блокировали эти клетки у маленьких нематод, то получили почти нестареющего червя-супермена, способного противостоять всем видам стресса.

Пока ученые скромно рассчитывают, что данное открытие поможет в разработке методов лечения возрастных заболеваний у людей.

Развитие склероза проконтролирует компьютер

Австралийские врачи порадовали нас хотя и менее фундаментальной, но зато уже работающей находкой. В Мельбурне создано и запущено приложение, позволяющее автоматизировать поиск поражений головного мозга, характерных для рассеянного склероза.

До этого медикам приходилось буквально «вручную» отсматривать сотни МРТ-сканов в поисках новых очагов поражения. Это чрезвычайно кропотливая работа, сравнимая разве что с задачей «найти отличия в окрасе двух прыгающих далматинов». В то же время ошибка может обойтись слишком дорого.

Новое приложение способно распознавать мозговые повреждения на самой ранней стадии. Также его можно использовать для оценки эффективности выбранной тактики лечения. Врачи и первые пациенты уже успели оценить удобство технологического новшества.

В войне 1812 года России помог нейрохирург

И напоследок культурно-историческая новость. Завершено любопытное международное исследование, посвященное русско-французскому противостоянию 1812 года. Нейрофизиологи имеют основания утверждать, что исход войны мог бы быть другим, если бы не… французский хирург Jean Massot, оперировавший Кутузова.

Известно, что русский полководец Михаил Кутузов дважды выжил после ранений в голову в 1774 и 1788 году. Покопавшись в архивах, ученые установили, что его лечил придворный хирург князя Потемкина, используя при этом настолько прогрессивные для своего времени методы нейрохирургии, что они актуальны и по сей день.

При этом достоверно установлено, что в 1774 году пуля повредила лобную долю головного мозга Кутузова, вследствие чего у него, вероятно, был нарушен процесс принятия решений. Возможно, именно поэтому вместо того, чтобы атаковать армию Наполеона Кутузов отдал неслыханный приказ бежать, оставив за собой сожженную Москву. Ну а дальше мы еще со школы помним, как самоуверенный Наполеон пустился в преследование и оказался в ловушке суровой русской зимы.

В сущности, получается даже иронично, если победить «непобедимую французскую армию» России помог француз. И кто возьмется утверждать наверняка — вмешалась ли в ход истории медицина или то была сама судьба?