Не пей вина, Гертруда
Больше всего в России пьют в Магадане, а меньше всего — в Чечне и Ингушетии, рассказали специалисты Роспотребнадзора. По итогам 2016 года они подготовили доклад «Влияние потребления алкоголя и табакокурения на здоровье населения», подсчитав, сколько литров в год выпивает средний житель каждого региона.
Получилось, что средний магаданец пьет алкогольной продукции в 141 раз больше, чем средний чеченец, а средний москвич выпивает в 1,78 раз больше пива, чем средний россиянин. Правда, учитывались только официальные продажи алкоголя, баба Маня из Мухозадерищенского сельхоза (третья изба справа, стучать два раза) и ее коллеги в статистику не вошли.
Однако если притвориться, что бабы Мани не существует, — все выглядит очень даже приятно. По сравнению с 2011 годом упали продажи и водки, и пива, и ликеров, и вообще всего алкогольного, драконовские меры государства работают (про серый сектор молчим, молчим). Если тогда продали 1,5 миллиарда литров водки и ликероводочных изделий и 10 миллиардов литров пива, то в прошедшем году — «всего» 930 миллионов литров водки и ликероводочных изделий и 7,8 миллиарда литров пива.
Если абстрагироваться от миллионов и миллиардов — картина довольно радужная. Средний россиянин в итоге вместо 10,9 л этанола (не чистого, разумеется, а эквивалента) стал выпивать за год 6,6 л, а это большая разница. Пива, кстати, больше всего пьют в Москве, а меньше всего — в Ингушетии (почти в 190 раз меньше: 0,5 л против 94,9 л).
Люблю повеселиться, особенно поесть
Еще один доклад Роспотребнадзора касается ожирения, и здесь уже все не так радужно. С 2011 по 2015 год количество россиян с ожирением выросло в 2,3 раза. Понять, есть ли лично у вас ожирение, легко: разделите свой вес в килограммах на квадрат роста в метрах. Получившееся число — это индекс массы тела (ИМТ). Если он находится в пределах от 18,5 до 24,99 — ваш вес в норме. 25–30 — избыточный вес. 30–40 — ожирение. Более 40 — морбидное ожирение, т. е. такое, которое вредит вашему здоровью.
В 2015 году жителей России с ИМТ более 30 стало значительно больше, чем в 2011-м, и корнем зла эксперты считают питание. Слишком много сахара, слишком много хлеба, а молочных продуктов, фруктов и овощей — слишком мало. Из каждых 100 тысяч человек в 2011 году было 123 с ожирением, а сейчас — почти 285. Это средние показатели, а лидировал в 2015 году Ненецкий автономный округ с 1032 случаями ожирения на 100 тысяч жителей.
Минздрав также подтверждает данные об увеличении количества россиян, страдающих ожирением, но при этом утверждает, что все дело в диагностике — дескать, раньше с этим было хуже, а сейчас ого-го. ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи еще в 2012 году сообщал, что избыточный вес есть у каждого четвертого россиянина. Руководитель ФИЦ не согласен с Минздравом и считает, что россияне просто едят слишком много вредной пищи и кормят ею детей.
За 2016 год данных Роспотребнадзора пока нет, но вряд ли они будут сильно обнадеживающими. Тенденции очевидны, и даже притом что в последнее время из каждого куста пропагандируют здоровый образ жизни, наши люди — кремень и не сдаются.
Старая песня о главном
Уж сколько раз твердили миру, и вот опять. Про оптимизацию российского здравоохранения в курсе каждый, кто хотя бы раз заходил в интернет или в собственную поликлинику. «Неэффективные» учреждения закрывают, эффективные — укрупняют, да чего там далеко ходить, только на прошлой неделе была статистика по роддомам.
Ровно то же самое происходит со всеми остальными учреждениями здравоохранения. Фонд «Здоровье» спросил у более чем 6 тысяч врачей, чтó они думают про оптимизацию. При прочтении соответствующего пресс-релиза фонда вспоминается анекдот — «обсценную лексику опустить? Тогда он ничего не сказал».
Итак, около половины опрошенных медиков знают, что такое оптимизация (скорее всего, испытали на себе. — прим. авт.). Во многих регионах она продолжается. Из этих знающих более 75 % сказали о том, что в результате оптимизации доступность медицинской помощи для пациентов снизилась. В переводе на русский — к врачу не попадешь. Две трети врачей сообщили, что в государственных учреждениях растет объем платных услуг. В переводе на русский — где раньше можно было лечиться бесплатно, теперь нужно тащить денежку.
Ну и до кучи многие врачи отметили, что их профессиональная нагрузка из-за оптимизации возросла и из-за этого качество помощи, которую они оказывают, снизилось. Переводим: сто пациентов в день не дают возможности потратить по 20 минут на каждого. Собственно, вот и всё.
…А также в области балета мы впереди планеты всей
В этом году Россия принимает Кубок конфедераций FIFA, а в следующем — чемпионат мира по футболу. В связи с этим, естественно, безопасники начеку, а президент подписал указ о том, чтобы в регионах, где проходят матчи, всякие там опасные производства и прочие организации, использующие источники ионизирующего облучения и химические вещества, временно прекратили этим всем заниматься.
И вот сюрприз — к таким организациям неожиданно относятся и больницы. Лучевая терапия, рентген, МРТ — это все излучение, а если излучать нельзя — то и диагностировать и лечить нельзя? Дилемма.
В самих организациях логичным образом обеспокоились и давай писать в Минздрав. Тот предложил не паниковать и сообщил, что в правительстве готовят конкретный список производств, которые подлежат остановке, и вообще бояться нечего, на качество медицинской помощи указ повлиять не должен.
Фото istockphoto.com