Истина где-то рядом
Еще в 2012 году президент Владимир Путин подписал «майские указы», согласно которым зарплата врачей должна была существенно вырасти. С тех пор различные ведомства радостно рапортуют, что ура-ура, все хорошо, смотрите, сколько денег получают медики! На деле все, оказывается, куда более хитрó. Академия труда и социальных отношений спросила у полутора тысяч врачей, видят ли они вообще те деньги, которые им приписывает Росстат, и если видят, то как у них дела с переработками. Угадайте, каким был
Ну да, можно не угадывать. Нормальные деньги (все равно, кстати, далекие от обещанных 180 % от средней зарплаты по региону) получали те врачи, которые не только пахали в родной поликлинике, но и где-нибудь практиковали частным образом. Кто работал только на одной работе — те не дотягивали и до ⅔ средней зарплаты, а если дотягивал — то за счет адских переработок. Как вам рабочая неделя больше 60 часов? А если это человек, от которого непосредственно зависит ваше здоровье? А если он с ног валится от усталости, а выбора нет? Собственно, выбора нет не только у вас, но и у него, потому что он тоже не солнечными лучами питается. И таких врачей — едва ли не каждый второй (41 %).
Как при этом получаются такие красивые цифры у Росстата, объяснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Он заявил, что учитывать теперь стали не только зарплаты рядового персонала поликлиник и больниц, но и руководства, а также заработки сотрудников частных клиник.
Все гениальное просто: достаточно вспомнить, что некоторое время назад появилась информация об ограничении зарплат главврачей. Минздрав в январе готовил проект нормативного акта, которым запрещал главврачам
В общем, повышение зарплаты мало кто заметил, а вот понижение, согласно данным этого исследования, — многие. Мало того, полно медиков жалуется на переработки, в том числе не только из-за денег, а из-за заполнения многочисленных бумаг. Ничего нового, и хоть информатизация и помогает (те, у кого компьютера нет, работают в среднем на 5 часов в неделю больше), но и она не панацея. Увы.
Что закупают в больницах
Сотрудники маркетингового агентства DSM Group, работающего в сфере фармацевтики, подготовили
Всего на лекарственные средства для больниц было потрачено 221,9 миллиарда рублей, столько же, сколько в 2015 году. Эти деньги потратили на 882,2 миллиона упаковок лекарств — и это число уже меньше, чем аналогичное за 2015 год, на 13,6 %. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что лекарства подорожали. В этом году стоимость одной упаковки в среднем составила 252 рубля (217 рублей в 2015-м), при этом отечественные средства оказались (ожидаемо) сильно дешевле импортных — 116 рублей в среднем против 618.
В закупках лидируют противомикробные препараты — более 35 % всех денег ушло именно туда. За ними с большим отрывом следуют противоопухолевые средства и лекарства, влияющие на кроветворение и кровь. Если смотреть по конкретным наименованиям — первое место в стоимостном выражении занимает «Калетра», название не на слуху, так что поясним, что она используется для терапии ВИЧ. По проданным упаковкам безусловный лидер — хлорид натрия, то бишь физраствор. Самый большой рост спроса в 2016 году был на вакцину «Совигрипп» (таки да, она от гриппа).
Ну и основное, спрятавшееся за цифрами. Абсолютное. Большинство. Препаратов. В. Больницах. Это. Дженерики. Не оригинальные лекарства, а их аналоги. Оригинальных лекарств вообще только 4,6 % от общего количества (зато стóят они как крыло от «Боинга», причем платинового, 37,5% всех денег ушло на эти несчастные 4,6 %). Чему удивляться, какое финансирование — такое и лечение. Зато вот импортозамещение в норме: практически каждые три препарата из четырех — отечественные (72,8 %).
Ну что тут скажешь. Не болейте.
Диспансеризация — ?
Кстати, о болезнях. Тут Минздрав подготовил новый порядок проведения диспансеризации и собирается запустить его с 2018 года. С ним
В Минздраве решили убрать из программы диспансеризации такие привычные исследования, как анализы крови и мочи, и вдобавок, чтобы жизнь медом не казалась, УЗИ органов малого таза и брюшной полости. Заменят их, что характерно, ничем.
В качестве причин называют неинформативность (столько лет, значит, все работало, а теперь внезапно перестало, гарантия кончилась?), риск осложнений (видимо, датчик УЗИ проткнул пару пациентов насквозь, а у остальных душевная травма от медсестры с шприцем), ложные результаты (да, бывает, но как насчет того, что большинство результатов все же верные?).
Главное — вообще не ясен смысл этого исключения, все эти исследования не так уж и дороги, и на чем тут пытаются экономить и вообще какую цель преследуют — черт его знает. Кого-то укусила довольно большая муха. Глава фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов, раскритиковав инициативу Минздрава в пух и прах, заключил, что, видимо, диспансеризацию пытаются свести к пустым отпискам.
Фото istockphoto.com