Это были неправильные пчелы
Все лекарства, которые продаются в России, должны соответствовать определенным требованиям. Было бы странно, если бы один и тот же препарат по цвету варьировал от розового до желтого, таблеток в пачке чего-нибудь было бы от 9 до 13, сама пачка была бы рваной, а в сиропе от кашля для детей с трех месяцев плавала бы вишенка.
Все посторонние примеси, количество таблеток в упаковке, полнота описания средства — всё это подчиняется определенным регламентам. Если эти регламенты не выполняются — контролирующие органы (в лице Росздравнадзора) вправе отозвать из употребления всю серию препарата, в единице которого обнаружились несоответствия. Так вот, ведомство озвучило итоги своей работы в этом направлении за прошедшие 9 месяцев.
Всего было проверено более 27 тысяч образцов продукции (это больше, чем за аналогичные периоды 2016 или 2015 годов). Некачественными (не соответствующими требованиям хотя бы по одному параметру) были признаны 618 серий лекарств. Для сравнения: в 2016 году таких серий отозвали 1299. В этом году регламентам не соответствовали 342 серии, 260 вывели из оборота сами производители, 10 оказались контрафактом и всего 6 — подделкой.
Читайте также:
Как выжить при оптимизации здравоохранения
Результаты отличные, видимо, ужесточение законодательства, которое произошло в 2015 году (в частности, усиление административной и уголовной ответственности за несоблюдение закона), наконец-то работает. Кстати, к малому количеству поддельных лекарств уже апеллируют фармпроизводители. Они просят отложить введение обязательной маркировки лекарств (которую планируют запустить с начала 2019 года, чтобы исключить вероятность покупки потребителем фальсификата). Эксперимент по этой самой маркировке еще не закончен, переходный период не определен, контрафакта мало, какой смысл гнать коней, говорят фабриканты. Логично, не поспоришь.
Прогресс дошел до ОМС
Ну или, по крайней мере, приблизился. В Министерстве финансов подумывают отправить граждан с полисом ОМС в частные медицинские клиники — чтобы они могли там использовать свой полис для компенсации части затрат на платные услуги. Сейчас для пациента чаще всего вариантов действий два — либо он топает в поликлинику со своей болячкой, подстраиваясь под прием врачей и отпрашиваясь с работы, либо он лезет под кровать в свою кубышку, достает кровные и идет с ними в коммерческий медцентр.
Есть еще вариант, когда частная клиника принимает по ОМС, но такие клиники встречаются довольно редко, и они на вес золота (и частенько очередь на получение таких услуг там приблизительно как до Китая в три оборота вокруг планеты).
Конечно, было бы намного логичнее, если бы был возможен смешанный вариант оплаты услуг: часть нашим, часть вашим. Пришел с полисом ОМС в коммерческую организацию, сделал там УЗИ или, скажем, кашель полечил — часть денег отбил по полису. Лепота же. Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев пояснил, что таким образом значительно повысится эффективность медицинского полиса — он станет не «пропуском в поликлинику», а полноценным инструментом.
Никаких дополнительных вливаний из бюджета фонда ОМС на это не потребуется, по словам чиновника, так что почему бы и нет. Сейчас Минфин работает над соответствующей документацией, проект документа планируется закончить во второй половине следующего года. Глядишь, если все так и пойдет, реально полис у многих перестанет зазря валяться дома и пойдет в дело. Чем плохо получить скидку на лечение чего-нибудь — да хотя бы зуба хоть 100 рублей. Всяко они не лишние.
Соблюдает дня режим Джим
А это уже не про лечение, а про профилактику. Из-за каждого угла нынче жужжат: бросай курить, вставай на лыжи, пить тоже бросай, и палки лыжные возьми, вон у печки стоят вместе с лыжами. Почему? Да потому, что хоть акцизы повышай на сигареты и алкоголь, хоть расстреливай за наркотики, хоть пиши на упаковках с сахаром большими буквами «белая смерть и всадник апокалипсиса» — пока человек сам не задумается о здоровом образе жизни, он так и будет пить, курить, есть всякое неполезное, лежать на диване и потом страдать от болезней, которые можно было бы предотвратить.
Всего такие факторы — на которые можно влиять, над которыми человек властен сам — ответственны за 60 % затрат на медицину. Больше половины. Врачи лечат человека от болезней легких, а он бегает курить за угол. Результативность? Стремится к нулю. Затраты? Наоборот. Он потом придет не раз и не два. То же самое с алкоголем, а про наркотики и говорить нечего. Ожирение, казалось бы, не такая уж и проблема — но оно плавно поглотило больше половины жителей страны. Со всеми этими факторами человек может справиться сам.
Дело не в снижении даже затрат на здравоохранение, а в том, что куда проще и эффективнее предусмотреть и предотвратить неприятную ситуацию, чем вляпаться в нее с ножками и рожками и потом выбираться годами. Профилактика выгоднее со всех сторон. 60 %! Можно было бы поднять врачам зарплаты, отремонтировать все поликлиники, нанять новых специалистов. Для этого всего лишь нужно одному бросить пить, второму — курить, третьему — не класть по 8 ложек сахара в чай, а четвертому обратиться в реабилитационный центр. Так просто и так невыполнимо.
Фото istockphoto.com