Доказательная медицина против экстрасенсов
Разнообразных специалистов от медицины и не очень в нашей стране пруд пруди. Хочешь — в поликлинику топай, хочешь — сахар разведенный лопай, хочешь — из плесени кисель употребляй, ну или лягушку из того пруда. Врачи, целители, гомеопаты, китайцы с всяким своим иглоукалыванием, экстрасенсы с хрустальными шарами из совместной закупки — профессионалы на любой вкус.
Исследовательская организация «Левада-центр» провела
На втором месте народные целители с лягушками и заячьим пометом, но, правда, в 2017 году по сравнению с 2010-м труба пониже и дым пожиже, 10 % сторонников распределились по другим категориям (было 62 %, стало 52 %). Зато укрепились бастионы специалистов от восточной медицины, их число выросло аж в два раза, даже больше — было 14 %, а стало 30 %. Неудивительно совсем — в последнее время в моде, например, традиционная китайская медицина, мы уже писали о том, что по ней даже магистров готовить собрались. Гомеопаты и экстрасенсы примерно там же в хвосте состава по нумерации — одним полностью доверяют 2 % (+14 % «скорее доверяющих»), вторым 1 % (+8 % не вполне уверенных). Однако что забавно — во что бы ни верил человек, хоть в лягушек, хоть разбавленную печень утки, хоть в нейрохирургов, — а градусник дома все же имеется почти у всех. Доверяй, но проверяй.
Лекарства от редких болезней
Как известно, в России действует программа «7 нозологий», по которой больным с 7 редкими заболеваниями бесплатно выдают лекарства. Даже если вы не знаете, в чем суть программы, то хотя бы краем уха про нее могли слышать — по ней лечат пациентов с рассеянным склерозом, муковисцидозом и еще несколькими болезнями, и дорогущие лекарства закупают за счет федерального бюджета.
Так вот, есть еще менее известный список — «Перечень 24». В нем перечислены еще 24 (как легко догадаться) редких (другое название — орфанных) заболевания, от которых людей тоже должны лечить бесплатно, но тут порылась здоровенная собака. Дело в том, что по этой программе препараты должны закупать регионы, а в абсолютном большинстве регионов вместо кармана одна большая дырка величиной даже не до Австралии, а до Юпитера. На эти цели должно тратиться 15–30 миллиардов рублей в год, и властям на местах в среднем не хватает более трети этих денег. Всего несколько регионов потянули самостоятельную закупку лекарств в 2016 году, а в большинстве случаев и половина пациентов не получила нужные им препараты.
Экспертный совет при Правительстве РФ пришел от этого в ужас (раньше, видимо, эксперты не подозревали, что все настолько плохо) и срочно решил спасать ситуацию. От членов совета
- самое главное — переложить финансовое бремя по 9 самым затратным направлениям из 24 с больной головы на здоровую, т. е. с регионального бюджета на федеральный, и закупать нужные медикаменты централизованно, а не на местах. Здесь убиваются два зайца сразу — во-первых, с регионов снимается часть нагрузки, и это хорошо, а во-вторых, одна большая партия в пересчете на единицу товара выйдет дешевле, чем несколько маленьких, потому что меньше будет сопутствующих затрат;
- пересмотреть список лекарств, которые должны закупать регионы. Оказывается, в нем, по разным оценкам, от 40 до 70 % средств с недоказанной эффективностью. Э-э-э, скажем мы, а как они туда попали? Зачем они в этом перечне? Молчание будет нам ответом, хотя вопрос-то крайне интересный. Видимо, у кого-то в кармане приятно пошуршало по этому поводу, и не раз;
- убрать монетизацию льгот, потому что пациенты тратят эти деньги не на лекарства, а на что-то еще. Снова удивительно. Предположим, что эту конкретную купюру пациент отнес в продуктовый магазин. Но лекарства-то он все равно покупать вынужден, и тратит на них вряд ли меньше, чем монетизирует, так в чем смысл?
- ну и отменить необходимость оформления инвалидности перед тем, как подавать заявку на лекарства. Это скорее плюс — меньше бумажек для пациентов, а государство, как кот Матроскин, будет экономить на пенсиях.
Ну и напоследок немного статистики. В федеральном регистре больных с редкими заболеваниями — 12,5 тысячи. Стоимость лечения одного такого пациента — около 2 миллионов рублей ежегодно.
Инновации из Томска
Не перевелись еще светлые умы на земле русской. Это, конечно, всегда было понятно, но особенно приятно, что полезный гаджет, о котором мы ниже расскажем, делают студенты-второкурсники. Это ж чего они учинят, когда выучатся наконец? Ждем с нетерпением.
В общем, смастерили ребята из Томского политехнического университета
Очень полезная штука, правда. Вроде ерунда эти забытые лекарства, а статистика все та же говорит — нет, не ерунда ни разу, из-за этого каждый год по 10 тысяч человек умирает. Ну и при всяких дегенеративных расстройствах типа деменции тоже вещь незаменимая, потому что про таблетки от потери памяти забыть проще всего.
...И зарплаты врачей
Новость, честно говоря, довольно сомнительная. Президент России Владимир Путин приезжал вместе с вице-премьером Ольгой Голодец и министром здравоохранения Вероникой Скворцовой в Брянск на открытие нового перинатального центра и там общался с врачами. Глава страны
Дело-то хорошее, но вот если спуститься с президентского уровня к народу — что-то как-то и нету этих денег особо, а если где есть — то это с учетом миллиарда переработок. Вроде уже и должны были повысить частично, а на деле нету повышений, и как бы еще и понижений не было. Где-то по пути от президента эти деньги, похоже, теряются. Видимо, там же, откуда в перечнях лекарств для закупки образуются препараты с непонятной эффективностью. Заколдованное, должно быть, место — похлеще Нарнии, как бы его замуровать поплотнее.
Фото istockphoto.com