Залог здоровья
На прошедшей неделе в Астане состоялась Глобальная конференция по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), на которой присутствовала министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Она делала доклад о состоянии ПМСП в России и в рамках этого доклада рассказала, какой концепции намеревается придерживаться страна в будущем. По словам министра, основные усилия будут брошены на профилактику заболеваний.
Вообще первичная медицинская помощь — это то, что мы получаем в первую очередь, обратившись к врачу с какой-либо жалобой. Грубо говоря, это поликлиника. Заболело — пришел — первичную консультацию получил, при необходимости идешь в больницу. Так вот, как уже говорилось, основной задачей первичной помощи планируется сделать не помощь больным, а ту работу, которая предваряет эту помощь, т. е. профилактику заболеваний.
Лечить заболевание на ранних стадиях намного менее затратно (и по деньгам, и по человеко-часам врача и больного), а если его совсем предотвратить — то и лечить ничего не надо, красота какая. Вот где-то посередине между профилактикой и первичным лечением и должна будет балансировать наша ПМСП.
Реализовать этот чудесный план предполагается с помощью регулярных профосмотров, ранней диагностики болезней, а также поиска и исключения факторов риска, которые могут влиять на развитие того или иного заболевания. Министр подчеркнула, что первичная помощь должна будет превратиться в «медицинское профилактическое сопровождение здоровых людей — с рождения и в течение всей жизни».
В принципе, это не то чтобы совсем уж новая концепция для нас — о важности профилактики говорилось всегда, а в последнее время эта тема муссируется особенно интенсивно. Интересно только, как это все будет реализовано на местах — терапевт должен будет бегать за людьми со своего участка и убеждать их не курить? Вряд ли. Регулярные профосмотры — это понятно, диагностика — тоже, а все остальное пока, похоже, фиксировано вилами на воде.
Национальный проект: продолжение банкета
Еще одна тема, которая всплывает постоянно, — это национальный проект «Здравоохранение». На заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам вице-премьер Татьяна Голикова напомнила, каким образом будет оцениваться успешность этого проекта. На него планируется потратить более триллиона рублей, и не хотелось бы, чтобы эти деньги ушли в никуда. Чиновница заявила, что будут отслеживаться показатели здоровья населения в общем, а в частном — начнут более активно мониторить работу отдельных организаций.
Читайте также:
Когда наступает старость?
Одна из первостепенных задач — снижение смертности. Прежде всего сделают упор на работу со старшим населением. Их здоровье встанет во главу угла, с тем чтобы продлить период активного долголетия (одно дело — активная бабушка, которая сама может сходить в магазин и присмотреть за внуком при необходимости, а другое — лежачая больная, за которой нужен уход, минус один-два трудящихся сразу). Вообще к 2024 году ожидаемая средняя продолжительность жизни должна достичь 78 лет. Пока мы сильно не дотягиваем (даже до 74 еще никак).
Про профилактику говорилось ранее, пропустим эту часть выступления вице-премьера и остановимся на следующей. Это проблема ожирения, с которой будут бороться с помощью контроля питания и информирования людей о том, что они вообще едят. Информация о вредности или полезности каждого продукта должна быть доступной и легко считываемой, вице-премьер уточнила, что будет создан специальный информационный ресурс по питанию, с помощью которого любой человек сможет получить данные по тем или иным продуктам.
Ну и последнее — это повышение доступности медицинской помощи, о чем тоже говорят очень давно. Будут строить больницы и ФАПы, закупать мобильные медицинские комплексы, реконструировать старые медицинские учреждения, работать с кадровым дефицитом, в общем, тут уже ничего особенно нового.
Цены на лекарства
И еще одна тема, которая касается абсолютного большинства россиян, — это жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛП), те средства, цена на которые регулируется государством, чтобы поход в аптеку нас с вами не разорил (ну или хотя бы не сразу). Сейчас обсуждается внесение изменений в закон «Об обращении лекарственных средств», которые позволят так или иначе ограничить рост стоимости ЖНВЛП. Законопроект находится на общественном обсуждении.
Пока предлагают, во-первых, поднимать цену на то или иное лекарство из перечня важнейших не чаще, чем раз в год, а во-вторых, ввести условия, при которых цены нужно будет снижать (даже если не хочется). Это, например, снижение цен производителя или цен, по которым лекарства продаются в других странах. Слишком дорогие дженерики тоже не будут допускать на рынок.
В целом контроль за стоимостью жизненно важных лекарств усиливается дополнительно, что, наверное, должно сыграть на руку пациентам как потребителям этих средств. Главное, чтобы производителям было все еще хоть немного выгодно их производить.
Фото depositphotos.com