Как устроена косметика

  • 27.04.2015
  • 562
  • Время чтения: 8 минут

Раздел: Про уход за собой

Однажды я уже писала о том, почему ваш крем не работает. Это вызвало большой резонанс и вопросы о том, как же всё-таки выбрать действенный продукт. В этой статье я раскрою несколько секретов, как, читая этикетку косметического средства, можно узнать, стоит его покупать или нет.

Можно ли самому грамотно разобрать этикетку? Безусловно. Конечно, для этого требуются определенные знания, но совершенно не обязательно становиться дипломированным косметическим химиком. Более того, «читать этикетку» становится даже модным, интернет предлагает массу приложений, по запросу выдающих вам степень «опасности» ингредиента. И многие, увидев, например, красный шрифт, возвращают флакончик на полочку. Сразу скажу, что это не всегда правильный выбор. Только умение самостоятельно анализировать сделает вас истинно разборчивым покупателем, который может сэкономить время и деньги, подобрав при этом подходящую косметику.

Первое впечатление

Первое, что вы видите, — это название, а точнее, бренд. Зная компанию-владельца, уже можно понять, чего ожидать. Причем большие бренды прячутся за маленькими. Классический пример: Herbal Essences и Pantene разработаны P&G. Основа для кондиционера у этих двух брендов одинакова, но Pantene стоит дороже. Estee Lauder контролирует Aveda,а L’Oreal — Vichy, Biotherm, The Body Shop, Garnier и производит знаменитый La Mer. P&G владеет компанией Olay. Если сравнить средства одной компании, уверена вы найдете «общие черты».

После названия рассмотрим краткое заявление производителя — это следующий уровень маркетинговой стратегии, предназначенный повысить уровень доверия к продукту:

  • Не раздражает (non irritating). Очень часто используется в продуктах для глаз, моющих средствах и дезодорантах. Производитель пытается сказать вам, что этот продукт не вызовет раздражения кожи. На самом деле нет никаких стандартов для подтверждения этого заявления. Максимум, что делает компания, — это проводит патч-тесты на нескольких добровольцах.
  • Гипоалергенный. Особенно часто встречается на увлажняющих лосьонах и солнцезащитных средствах. Производитель хочет уверить вас, что средство не вызовет у вас аллергических реакций. На самом деле, так же как и в предыдущем примере, законодательно определенных стандартов для таких заявлений не существует. Нет и четкого стандарта для такого определения, как «некомедогенный». То есть на самом деле нет 100%-ной гарантии, что это средство не вызовет у вас негативных реакций и не забьет поры.
  • Восстанавливает кожу (skin repair) и прочее. Практически всегда можно найти на флаконе с кремом и лосьоном для чувствительной или сухой кожи. Производитель обещает, что средство вылечит кожу, восстановит естественную защитную функцию. На самом деле это заявление — на грани противоречия с основной косметической директивой, которая гласит, что косметика не лечит — лечат фармпрепараты.
    Недавно L’Oreal (Lancome) попал в неприятную историю с заявлением о том, что их средства непосредственно влияют на структуру и функции кожи. Регулирующие органы призвали компанию сменить формулировку, чтобы это не противоречило законодательству. То же самое относится к надписям «увлажняет 24 часа», «укрепляет кожу», «придает четкие контуры» — это лишь маркетинг. Как правило, такие средства содержат керамиды, различного рода антиоксиданты и увлажняющие агенты.
  • Рекомендовано дерматологом. Штамп особенно любим аптечными средствами. Производитель пытается сказать, что продукт уже опробован потребителями и даже имеет оценку специалиста. Нужно ли говорить о том, что «дерматолог» получает определенную плату за такие заявления?

Реальный эффект

И наконец, перевернув флакончик, вы увидите самое интересное — состав или список ингредиентов, который и определяет «абсолютную ценность» косметического средства.

ttt.jpg

Начнем с того, что во всем мире действует одна номенклатура косметических ингредиентов International Nomenclature Cosmetics Ingredients (INCI). Инициатором ее создания стали США в 70-х годах прошлого века, это позволило всей косметической химии заговорить на одном, всем понятном языке. Этикетка косметического средства составляется с учетом этой самой номенклатуры, что позволяет нам ее грамотно расшифровать и понять, за что мы платим деньги.

Первое и самое важное — список формируется по принципу убывающей концентрации, т.е первым пишут вещество в наибольшей концентрации, обычно это вода. Ингредиенты в концентрации меньше 1 % могут располагаться в любом порядке.

Определить, где проходит линия 1 %, очень просто — существует правило «большой пятерки»: ингредиенты после 5-6-го наименования идут в концентрации ниже 1 %, именно там вы найдете все «полезные» компоненты — экстракты, антиоксиданты, пептиды и прочее. Но не спешите выбрасывать все кремы и сыворотки в помойку: самые активные ингредиенты (ретинол, например) и должны использоваться в дозировке ниже 1 %. Ведь чем активнее вещество, тем меньшая концентрация его необходима (прежде всего для вашей безопасности).

Пигменты, например, всегда используются в очень низких дозировках, если говорить о декоративной косметике. Консерванты используются вообще в десятых долях процента.

А основное внимание косметические химики уделяют тому, чтобы средство хорошо пахло и обладало хорошим сенсорным профилем — быстро впитывалось, легко распределялось и имело хороший цвет (а иначе его просто не купят). Поэтому в первых рядах списка мы видим компоненты из «несущей базы». Все эти труднопроизносимые названия на латинице в основном и есть те самые компоненты, которые помогают средству стать «хитом продаж».

В формулу любого косметического средства входят несколько групп:

xxx.jpg

Функциональные ингредиенты — те, которые определяют, что это за средство и как оно будет работать. В моющих средствах это ПАВы, в увлажняющих кремах — различного рода увлажнители, т.е. это основная идея косметического продукта, и эти ингредиенты должны быть в «большой пятерке».

Обозначение: Чаще всего это glycerin, hyaluronate — притягивающие воду компоненты и petrolatum или waxs — компоненты, не дающие влаге испаряться.

Эстетические ингредиенты — не все материалы, используемые в косметике, имеют приятный запах, поэтому химикам приходится добавлять ароматизаторы, красители, агенты, улучшающие прозрачность и внешний вид в целом.

Обозначение: У красителей очень тяжелые и длинные названия, поэтому их сокращают до обозначения CL (color index) и номера, например CL 42090 — это синий цвет. В декоративной косметике все гораздо понятнее: cosmetic black, ultramarine blue, mica — в основном это минеральные пигменты. Отдушки называются fragrance, даже если это смесь из многих и многих компонентов, — расшифровки, по правилам INCI, не требуется.

Ингредиенты, обеспечивающие сенсорный профиль, — это группа компонентов, отвечающих за текстуру косметики. Такие ингредиенты не влияют на основные свойства, но делают так, что крем легко распределяется, быстро впитывается и не оставляет липкости.

Обозначение: Это могут быть силиконы и эмоленты (вещества, смягчающие кожу и улучшающие ее внешний вид). Силиконы узнать легко по окончанию «one» — cyclomethicone, polysilicone-11, окончание «ane» — это эмоленты и снимающие липкость агенты squalane, isohexadecane. Также эмоленты часто имеют окончание «ates» — palmitate С12-С16 alkyl benzoate, и еще чаще такое окончание имеют растительные масла.

Растворители — используются для уменьшения концентрации функциональных ингредиентов. Уверяю, 100%-ным ПАВом вам мыться не понравится: даже самые мягкие моющие основы в стопроцентной концентрации могут навредить волосам и коже. Поэтому в конечном средстве их не более 30–50 %.

Обозначение: Яркий пример — вода. Процент растворителя всегда самый высокий, и он идет в списке первым номером.

Стабилизаторы — в эту группы входят эмульгаторы, со-эмульгаторы, гелеобразователи. Нужны, чтобы создать однородную смесь, без них эмульсия расслоится.

Обозначение: Один из способов вычислить эмульгатор — посмотреть на ингредиенты с дефисом и числом. Например, ceteth-20, steareth-21, peg-100 stearate, peg-30, Ланет-60. Определить загустители можно по словам carbomer, crosspolymer, polyacrylamide или gum. К стабилизаторам можно отнести и ингредиенты, способствующие растворению концентрированных активных компонентов. Чаще всего они имеют окончание «diol» или «ol» — propylene glycol, butylene glycol.

Регулирующие агенты — эти ингредиенты необходимы для «настройки», т.е. для достижения необходимых параметров, например для достижения рН 5.5 в шампуни добавляют лимонную кислоту. Как правило, к этой группе относятся модификаторы вязкости, рН регуляторы, хелатирующие агенты (повышают эффективность консервантов и антиоксидантов) и пр.

Обозначение: EDTA (disodium EDTA ) — хелатирующий агент, BHT (butylated hydroxytoluene) — антиокислитель, sodium hydroxide, citric acid — регуляторы рН.

Активные компоненты — те ингредиенты, на которые идет упор в рекламных компаниях: экстракты растений, витамины, стволовые клетки или биоферментированные продукты, пре- и пробиотики. Они призваны оправдать заявления производителя, например бензоил пероксид в кремах против акне или UF-фильтры в солнцезащитных кремах. Существует множество легенд о группе этих ингредиентов, о них я расскажу позже.

Очень часто такие компоненты добавляются ниже «рабочей» концентрации, для создания красивой легенды, например, чтобы рассказать вам о «природных экстрактах» в вашем шампуне (и уже неважно, что в любом смываемом средстве никакой экстракт подействовать попросту не успеет).

Обозначение: Niacinamide, ascorbic acid, retinol, palmitoyl tripeptide, oligopeptide, beta glucan, ectoin — все это относится к активам.

Консерванты — косметики без консервантов не бывает. Они призваны предотвратить порчу вашей продукции, занесение/размножение микробов, которые могут вызвать инфекцию.

Обозначение: Methylparaben, phenoxyethanol, diazolidinyl urea, caprylyl glycol, potassium sorbate.

Вот и всё, что содержит формула любого косметического средства. Обычно для создания «новых» формул вносят изменение в группу активных компонентов, что может повлечь за собой изменения в группе стабилизаторов. Если вы посмотрите на линейку одного бренда, вы увидите, что на этикетке меняются только несколько названий ближе к концу списка, а начало остается без изменений.

Этикетка продукта — самый мощный и эффективный инструмент для продаж. Как сказал основатель компании Revlon Чарльз Ревсон: «На заводе мы производим косметику, а в магазине продаем надежду». Но, зная, на что обратить внимание, вполне реально купить не только надежду, но и вполне качественный продукт.

Татьяна Моррисон

Фото thinkstockphotos.com

Раздел: Про уход за собой

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как умываться правильно?
Как умываться правильно?

Эксперт рассказывает о правилах, которые стоит соблюдать во время этой гигиенической процедуры, и отвечает на вопросы, которые часто задают косметологам.

Читать статью Салициловая кислота: от прыщей, пигментации, морщин…
Салициловая кислота: от прыщей, пигментации, морщин…

Врач-дерматовенеролог рассказывает, при каких эстетических несовершенствах помогает это доступное средство и что нужно учитывать, применяя его самостоятельно в домашних условиях

Читать статью Электроэпиляция: избавляемся от нежелательных волос навсегда
Электроэпиляция: избавляемся от нежелательных волос навсегда

Косметолог рассказывает, как подготовиться к процедуре и ухаживать за кожей после неё, а также о том, кому стоит найти другой способ удаления растительности на теле

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...