Все чаще и чаще мы слышим о новых открытиях ученых, которые приблизили нас к бессмертию и вечной молодости. Возникают новые теории о старении, появляются новая терапия позволяющая притормозить старение. Наука проникает «глубже и глубже в кожу», и это приводит к реальным прорывам.
Одним из прорывов стало обнаружение счетчика жизненного цикла клетки в 1961 году. Это открытие было удостоено Нобелевской премии. Тогда ученые впервые заговорили о потенциальном бессмертии клетки. А косметологи ухватились за новую возможность омоложения кожи.
Клеточный «счетчик»
Леонард Хейфлик в середине XX века совершил прорыв в понимании старения. Он обнаружил, что клетки не могут делиться бесконечно и у них существует вполне определенный предел. То есть, дойдя до «черты», они входят в «сумеречную область», называемую клеточным старением, — они деформируются и уже не функционируют должным образом, а затем умирают.
В известной серии экспериментов Хейфлик показал что человеческие фибробласты (которые производят все элементы клеточного матрикса дермы) могут делится 60–80 раз. Секрет в хромосомах, на концах которых находятся «счетчики» — теломеры.
Такие счетчики представляют собой небольшие сегменты ДНК, они защищают хромосомы от деградации. При каждом делении клетки теломеры уменьшаются, и достигая «предела Хейфлика», клетка больше не может делиться и постепенно умирает. Это своего рода часики, которые не перестают тикать, пока не исчезнут. Теломеры есть у каждого, но их длина отличается, это генетическая данность.
Внешнее и внутреннее старение
Процесс старения затрагивает весь организм, органы изнашиваются, меняется осанка и пластика движений, но первой меняется наша кожа. Она начинает стареть изнутри, в дерме. Потеря эластичности, утолщение кожи, морщины — всё это следствия потери дермальной массы, размягчения каркаса из коллагена и эластина, ухудшения работы главных поставщиков элементов матрикса — фибробластов.
Индустрия красоты сосредоточена на том, чтобы как можно естественнее и эффективнее воздействовать на фибробласты. Однако бездумно стимулировать или останавливать клеточные циклы может быть чревато, следует учитывать разные механизмы старения:
- «Внутреннее» старение: то, к чему так любят апеллировать женщины, которым лень ухаживать за собой. Самое главное в процессе внутреннего старения — генетическое наследие индивида, на которое человек не может воздействовать: набор генов и запрограммированная клеточная смерть (на которую влияет та самая длина теломер).
- «Внешнее» старение: то, о чем любят рассказывать адепты ЗОЖ. Вредные привычки, нездоровая еда, «ядохимикаты» окружающей среды, большие дозы ультрафиолета признаны самыми отягчающими обстоятельствами преждевременного увядания кожи. Другими словами, основные факторы внешнего старения — неконтролируемый окислительный стресс и воспалительные процессы.
Теломераза — фермент вечной молодости
Если с «внешним» старением все ясно, воздействовать на него научились, и довольно неплохо (от кремов до лазеров), то до недавнего времени никто и не мог подумать, что можно повлиять на генетику, т. е. на внутреннее старение. Но после открытия теломер и их роли всё изменилось.
Было установлено, что чем старше человек, тем короче его теломеры. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы, и медицинские и косметические лаборатории стали искать способы восстановить теломеры или предотвратить их укорачивание.
В 2009 году Элизабет Блекберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак были награждены Нобелевской премией по физиологии и медицине за открытие теломеразы. Теломераза — фермент, который восстанавливает поврежденные теломеры, она может возвращать их к юношеской длине. При введении теломеразы клетки фибропластов в пробирке вместо 80 раз делились 280 раз.
В нашей коже теломеразу производят в основном стволовые клетки, «золотой запас», они могут делиться бесконечное число раз, выполняя функцию регенерации. В обычных же клетках кожи теломераза перестает вырабатываться в очень юном возрасте.
Косметика, влияющая на теломеры
На данном этапе эксперименты с теломеразой проводятся в медицинских учреждениях под строгим контролем государственных органов. Законодательно препараты с теломеразой не разрешены для свободного пользования. Однако косметическая индустрия все-таки пытается обходными путями стимулировать этот фермент в клетках кожи.
На косметическом рынке появился Терпенон, который, по заявлением производителя, имеет потенциал сохранять длину теломер. Однако это вещество лишь притормаживает клеточный цикл. Другими словами, фибробласты живут дольше, но они «заморожены». С одной стороны, это прекрасно, клетки живут дольше, но с точки зрения омоложения замедлять работу фабрик выпускающих коллаген, эластин и гиалуроновую кислоту нерационально, тем более в возрастной коже, когда и так активность клеток угасает.
Более логичной выглядит идея о том, чтобы поддержать или обеспечить необходимую среду для функционирования клетки. Если она «плавает» в благоприятной и питательной среде, жизнь ее может быть продлена (возможно, даже теломераза будет продолжать синтезироваться). Поэтому сейчас на пике популярности находятся мезотерапия и биоревитализация, задача которых как раз создать благоприятную среду для фибробластов.
Читайте также:
Домашний мезороллер
Разумеется, мы можем продолжать бороться и с внешним старением. ЗОЖ и старые добрые антиоксиданты помогут в этом. Особенно Ресвератрол, который не только ловит свободные радикалы, но и блокирует поврежденные участки ДНК, не позволяя переносить дефекты в новую клетку при делении.
А научные эксперименты с теломеразой — наша новая надежда обуздать генетику. И хотя «управление старением» еще предстоит освоить, будущее уже можно потрогать рукой.
Фото istockphoto.com
Аноним