Илья Никифоров - восходящая звезда российского биатлона. В 2016 году Илья стал призером первенства России.
Корреспондент Apteka.ru поговорил со спортсменом о биатлоне, допинговых скандалах, диете и о том, стоит ли детей отдавать в биатлон с раннего возраста.
– Недавно в шведском Эстерсунде прошёл чемпионат мира по биатлону. За кем вам было интересно наблюдать?
– Наибольший ажиотаж вокруг себя вызывал Мартен Фуркад, французский биатлонист. Он семь лет подряд выигрывал Кубок мира в общем зачете, но в этом сезоне ему это не удавалось.
И все ждали, что к чемпионату мира он подготовится, покажет результат. Но ничего не получилось.
Однако наш спортсмен, Александр Логинов, выиграл медали, также отличились и члены женской сборной – Катя Юрлова на старте тоже взяла медаль. В принципе, насыщенный получился чемпионат мира, не было явных фаворитов, все боролись.
В некоторых гонках даже непредсказуемые победители оказались. Например, на старте у мужчин выигрывали Евгений Гараничев и Йоханнес Бё, но на последнем рубеже всё перевернулось, все ушли на штрафные круги, а итальянец, который 16-е место занимал, вышел вперёд и выиграл. Это коротко о том, что из-за ветра может произойти.
– Погодные условия тоже отразились на результатах соревнования?
– Да. Так получилось, что, когда пришла первая группа, дул сильный ветер, и они не справились. А когда вторая подошла – порыв ветра стих, и они уже без промахов сделали.
– В последнее время СМИ всё чаще пишут о допинговых скандалах, не обходят стороной и биатлон. Как вы относитесь к нарушениям антидопинговых правил и шумихе вокруг них?
– К нарушениям отношусь плохо, это, как минимум, нечестно по отношению к другим спортсменам. А что по поводу шумихи, то она имеет политический характер.
Нарушения, конечно, были у наших спортсменов, но не у всех, кого не допустили на Олимпиаду.
Это единичные случаи, и то – спортсмены отбыли наказание, два года не выступали ни на Кубках мира, нигде.
– То есть, всё по-честному?
– Да. Возникло психологическое давление на спортсменов, плюс – не допустили на Олимпиаду, а люди к ней готовились четыре года. Антон Шипулин (российский биатлонист, олимпийский чемпион и шестикратный призёр чемпионатов мира – примечание редакции) ушёл из спорта после такого удара, не смог реабилитироваться. Это очень неприятный момент для всех.
До абсурда порой доходят правила: самые простые комплексные витамины вошли недавно в список запрещенных препаратов!
С ума сходят… Тут настолько нужно глубоко подходить к вопросу, даже при выборе витаминов. Сейчас весна, и даже не знаешь, что пить.
– В продолжение темы. Недавно в СМИ возникла шумиха вокруг средств для астматиков. Понимался вопрос о запрете на лекарства для лечения астмы среди биатлонистов из-за того, что некоторые спортсмены используют их, как допинг. Что вы об этом думаете?
– Всем это известно, никто даже не скрывает. Особенно это распространено у норвежских спортсменов. Я не знаю, как они такие диагнозы себе ставят: либо специально, либо, действительно, они все – астматики. Многие в этом сомневаются. Они принимают препараты, которые сильно влияют на дыхательную систему и выделение молочной кислоты в мышцах. Это создает неравные условия. Есть такая лыжница Юстина Ковальчик из Польши.
Она во всех интервью говорит: «Раз норвежцы – астматики, пусть они бегут Паралимпиаду, потому что это нечестно по отношению к другим».
Спортсмены возмущены этим фактом, но ничего не могут сделать.
– Получается, ситуация с допингом больше бьет по обычным спортсменам?
– Ну да. Те же мононуклеозы, которыми спортсмены часто болеют. Принимают восстановительные препараты в период своей, якобы, болезни. Можно сказать, перезагружают организм, и потом с новыми силами в бой. Уловки такие есть, и об этом все знают.
Человек выступает на высоком уровне определенное время, например – три недели, что он болеет, и в этот момент ему разрешается пить определенные препараты.
Усталость в течение сезона накапливается очень большая, и в эти промежутки времени есть возможность восстановить организм. Кто-то это делает, кто-то нет. Также сейчас в Австрии очень большая шумиха была по поводу переливания крови. Спортсменов поймали на этом и чуть ли не в тюрьму посадили за допинг.
– Переливание крови тоже может быть способом получить преимущество?
– Да. Кровь обновляется, происходит очищение. Сливают определенное количество крови в горах, гемоглобин повышается. Кровь становится более жидкой и быстрее ходит по венам. Потом, когда подходит нужный период времени, они эту кровь вливают в себя и получают кратковременный эффект «обновления».
– Вы родились и живете в Новосибирске. Пытались ли вас переманить в другие города? Было ли желание переехать?
– Были варианты перехода в Ханты-Мансийск, но так как я работаю здесь с тренером Валерием Владимировичем Ивановым, который занимался со многими известными спортсменами, в том числе, Ольгой Вилухиной, то нет. Я работаю с ним уже более семи лет. Он точно не собирался никуда переходить.
Где тренер, там и я. Условия там, конечно, лучше чем здесь. Но приходится выбирать, либо – результат, либо – условия.
– Где в России воспитывают самых сильных биатлонистов?
– Лидирующие регионы – Ханты-Мансийск и Тюмень. Но они приглашают к себе спортсменов из других регионов и делают из них сильную команду. А если именно об уроженцах говорить… Из разных регионов есть спортсмены, но обычно 1-2 человека «выстреливают», остальные – слабые. Если у региона особо нет денег, то продвинутый регион переманивает его к себе. У нас в Новосибирске тоже все плачевно. Выживаем, как можем.
– Расскажите о самом ярком моменте вашей карьеры? Где, когда это было, какие испытывали чувства?
– У меня были смешанные чувства в 2017 году. Я последний год бегал по юниорам. Были отборочные соревнования на чемпионат мира по юниорам. Столкнулся с несправедливостью. Я тогда выиграл две гонки и на следующий этап поехал, там тоже второе место занял. У меня было пятнадцать очков. Последние соревнования были самыми значимыми. На них я набрал всего семь очков.
В итоге я набрал одинаковое количество очков с парнем, который уже был членом сборной России по юниорам. По советам тренеров взяли «своего мальчика», а я не поехал на ЧМ. Это был переломный момент. Все планы обрушились. Следующим этапом был переход в категорию «мужчины». И сразу произошел шаг назад.
– Ослабление позиций?
– Да. Ты на относительно равных условиях бегал, а когда переходишь – тебе 21, а там уже, может быть, по 28 лет парням, которые против тебя будут. После 21 года бегут все подряд, тебе может быть хоть сорок.
В общем, я перешел в этап «мужчины». В принципе, ожидал и худших результатов, но получилось даже занять второе место в прошлом году, на этапе кубка России. Также был чемпионат России, мы заняли второе место в командной гонке.
– Тяжело идти дальше после истории с чемпионатом мира среди юниоров?
– Да, психологически ломает. Того же Шипулина взять, который шел к Олимпиаде, и его не взяли из-за выдуманных санкций на допинг. Тут также. Кто-то готовился с командой, а кто-то – отдельно, и за это его не взяли.
– Что сейчас происходит в вашей профессиональной карьере? Какие планы на будущее?
– В этом сезоне у меня лето прошло смазано из-за травмы колена. Операции не было, но тренировался сам по своей программе, восстанавливался. Выступаю. На чемпионат России в Тюмени сейчас не поехал. Чисто физически не готов хороший результат показать, а за плохим не вижу смысла ехать.
Планы – весной начать серьезную подготовку и уже к началу сезона показывать высокие результаты и попадать в сборную. Основная цель, конечно – к 2022 году подготовиться к Олимпийским играм и прорваться туда любой ценой.
– У биатлонистов есть особенно проблемные зоны в плане здоровья, какие? Что предпринимаете, чтобы их подлечить?
– Основная проблема – колени из-за того, что очень много кроссовой работы летом. Пять месяцев подряд бегаем кроссы. Лыжный спорт, биатлон – цикличная работа и основана на очень большом объёме тренировок (20 км бега, 30 и т.д.). Суставы часто не справляются.
– Как биатлонисты заботятся о коленях?
– Стараемся предотвращать проблемы. Мажем колени мазью, носим наколенники. Главное –бегать по мягкой поверхности, то есть, по земле, а не по асфальту, чтоб было меньше нагрузки на спину и ноги. Если гористая местность, и есть спуски, то не делать такую ошибку: не напрягать колени, не отводить себя назад, а нужно больше отпускать себя и бежать, наклоняясь вперед. Лишняя нагрузка на колени им вредит.
– Чем, на ваш взгляд, сервис Аптека.ру полезен для спортсменов?
– У нас очень мало времени на личные дела. А в телефонах мы часто сидим, понятное дело. Удобно заказать, чтоб привезли в ближайшую аптеку, и ты потратил минимум времени и забрал то, что нужно. А не бежать, просить, а вдруг там чего-то нет, или очереди. Я пользуюсь сервисом, друзья пользуются, да и родственники.
– Что вы заказываете через Аптека.ру?
– Я заказываю витамины для сердечной мышцы, самые простые препараты. Это нужно для поддержки сердца и укрепления сердечной мышцы. В основном, их пьют пожилые люди, а у нас наоборот – нагрузка высокая, и нужно питать сердце. И, конечно, заказываю витамины.
– Поделитесь с читателями секретами поддержания себя в спортивной форме. Как сохранить «сибирское» здоровье?
– Во-первых, одеваться тепло и не смотреть на тренды в духе подворачивания штанов. Сейчас весна, но я всегда в шапке, куртке хожу. Жарко, конечно, но… Во-первых, организм ослаб после зимы, немного ветер дунет – всё, заболеешь.
Мы очень редко болеем, максимум – раз в год, и то недолго, потому что очень много здоровью внимания уделяем. Если вылетел на неделю-две, то месяц тренировок потерял.
Также витамины обязательно. Для спортивной формы нужны регулярные тренировки – не раз в неделю. Я, когда из-за колена не тренировался, поднабрал массы. Обычно весил 74-75, а тут весил уже 80 килограммов. Первый месяц работы я каждый день тренировался, но результата практически не было. Потом небольшой скачок случился в весе, и он пошел вниз.
Это я говорю к тому, что после первого месяца занятий не нужно ждать больших успехов, а потом результат будет заметен, если продолжать работать.
И без питания никуда. Если есть всё, что к полу не прикручено, ничего не изменится.
– Что посоветуете родителям будущих биатлонистов или самим новичкам?
– Я бы посоветовал не бросать детей сразу «на амбразуру» – на тренировки и сборы. Детский организм – всё равно слабый.
Сначала результаты удаётся получить, например, ребенок может стать сильным на этапах «мальчики», «юноши», всех выигрывать, а потом уйти из спорта по состоянию здоровья, или потому что надоело. Он не видел детства.
У нас цикличный спорт, это может стать скучно. Если с семи лет начать делать, то к 21 году может надоесть.
Проблема в том, что родители очень амбициозны, хотят всё и сразу. Школа, по две тренировки делай, на английский иди – до 14 лет такие нагрузки не нужны, лучше просто укреплять ребенка. Не ждать высоких результатов, чтоб в удовольствие катался.
Анна Прокопьева
Фото Веры Сальницкой
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции