Середина учебного года - горячая пора для невролога. Если летом никого в поликлинику не заманишь, то осенью открывается новый сезон и активно продолжается зимой.
Как думаете, с какими жалобами приходят дети? Не гадайте, их много.
Но среди всего разнообразия жалоб есть самая популярная - головная боль.
Большинство родителей реагируют на это состояние крайне эмоционально.
Бывает, что придя к врачу, сразу просят немедленно начать глубокую и тщательную диагностику: МРТ, КТ, РЭГ, рентгенографию черепа и обязательно УЗИ сосудов головы и шеи.
Но это требуется не всегда, так как не каждая головная боль представляет опасность.
К счастью, большинство детей, приходящих на прием, описывают всегда один и тот же диагноз - головную боль напряжения. Диагностировать эту болезнь не трудно, у нее достаточно простые и четкие признаки.

Боль возникает почти всегда во второй половине дня, она не приносит страдания ребенку, но создает ощущение дискомфорта.
Для этой головной боли не характерна тошнота и рвота, хотя может раздражать громкий звук или яркий свет.
Она имеет двустороннее распространение и часто возникает в висках и затылке, а по характеру напоминает давление или сжимание.
Многие дети жалуются на болезненность при нажатии на мышцы шеи - это не удивительно, ведь свое название диагноз получил из-за предположения, что боль вызывает напряжение мышц головы и шеи.
Конкретную причину, вызывающую головную боль напряжения, назвать трудно. Чаще всего это целый комплекс факторов. Именно поэтому она обостряется во время учебного года.
Резкое изменение режима дня с ранними подъемами и поздними засыпаниями, нерегулярное и несбалансированное питание, непривычные физические нагрузки, обострение эмоциональных переживаний, большие объемы домашних заданий, дополнительные внешкольные занятия – все это вносит существенный вклад в развитие болезни.
Читайте также:
Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается
Еще одним значимым фактором можно считать длительное нахождение в одной позе - это всегда негативно сказывается на состоянии мышц. Кроме того, большое влияние оказывают цифровые устройства.
Современные дети постоянно взаимодействуют с телефонами, планшетами, компьютером и т.п., внимание часто переключается с одного процесса на другой. Такая многозадачность оказывает негативное влияние на нервную систему, истощая ее, это проявляется нарушением внимания, ухудшением памяти и снижением мотивации.
С чего начинать лечение?
Самое оптимальное решение – вести дневник головной боли. В нем необходимо отражать время возникновения, вероятную причину, характер, интенсивность, продолжительность головной боли.
Обязательно нужно отмечать принятые препараты, их дозировки, достигнутый эффект и время, через которое наступило улучшение. В большинстве случаев, при правильном ведении, дневник позволяет поставить точный диагноз и отслеживать динамику болезни.
Часто родители в качестве основного средства лечения рассматривают обезболивающие препараты. Это не самая лучшая тактика. Дело в том, что истинная головная боль напряжения имеет низкую интенсивность и не создает выраженных ограничений для деятельности ребенка, а препараты часто имеют побочные эффекты, которые могут резко ухудшить состояние.
Некоторые лекарства при частом применении перестают облегчать боль, наоборот, усиливают ее. Такое явление называют абузусной головной болью. Поэтому любое использование препарата должно быть согласовано с лечащим врачом.
В большинстве случаев головная боль напряжения значительно облегчается во время короткого отдыха. Прекрасно помогает легкий массаж головы и задней поверхности шеи.

Остальные мероприятия направлены на снижение интенсивности боли и ее профилактику:
- Пробуждение и отход ко сну должны быть ранними (около 6-7 часов утра и 8 вечера соответственно)
- Пропуски приема пищи недопустимы.
- Необходимо максимально ограничить использование цифровых устройств, особенно за 3-4 часа до сна.
- Регулярная, умеренная физическая нагрузка жизненно необходима любому ребенку (да и взрослому).
- Некоторым детям требуется ограничение продуктов содержащих кофеин: чай, кофе, шоколад, какао, энергетические напитки.
Вредные привычки должны быть исключены, без этого положительная динамика невозможна (я понимаю, что у всех дети не курят и не пьют, но этот пункт здесь необходим.
Помните, грамотная организация учебного процесса в школе и дома значительно снижает частоту головных болей.
В некоторых случаях болезнь возникает на фоне высокой эмоциональной нагрузки: сложные внутрисемейные взаимоотношения, конфликты среди сверстников и прочие причины могут потребовать вмешательства психолога. В некоторых случаях можно обсудить с доктором вариант лечения, основанный на эффекте плацебо, но учтите, что самовольно (без консультации врача) использовать «пустышку» категорически нельзя.
Даже учитывая простоту рекомендаций вылечить ребенка довольно трудно, так как лечение подразумевает изменения образа жизни (иногда всей семьи). К счастью у большинства детей болезнь самостоятельно проходит по мере адаптации к новым условиям, но этот факт не отменяет визита к врачу.
Красные флажки, указывающие на «ненормальность» головной боли:
1. Высокая частота (чаще 15 раз в месяц) и длительность (более 1 месяца).
2. Стойкая боль в одном и том же месте на протяжении продолжительного времени.
3. Усиление головной боли при умственных, эмоциональных, физических нагрузках, которые раньше переносились хорошо.
4. Отсутствие эффекта от препаратов, которые раньше были эффективны.
5. Ухудшение состояния после препаратов, которые раньше были эффективны.
6. Тошнота и рвота, возникающая по утрам. Усиление боли при кашле, чихании.
7. Глазные проявления – косоглазие, разный размер зрачков при равном освещении, двоение, снижение остроты зрения.
8. Головокружение, шум в ушах, ухудшение слуха.
9. Снижения массы тела, лихорадка.
10. Значительные изменения в поведении ребенка (агрессивность, депрессия, эйфория, резкие перепады настроения)
При обнаружении даже одного пункта обязательно покажите ребенка врачу.
Сил Вам и терпения.
Данияр Жураев
Фото depositphotos.com
_______
1. Uptodate - Tension-type headache in children
2. Migraine and Tension Headache Guideline by Kaiser Permanente Washington
3. Tension-type headache in children: the Cinderella of headache disorders! Seshia SS, Abu-Arafeh I, Hershey AD. Can J Neurol Sci. 2009 Nov;36(6):687-95. Review.
4. International Classification of Headache Disorders (3rd edition) by International Headache Society 2018
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции
Фото Zahra Amiri/Caleb Woods /unsplash.com