Леводопа — первое и до сих пор самое эффективное средство против болезни Паркинсона. Однако это вещество, синтезированное еще в 1911 году, привлекло внимание невропатологов лишь спустя 4 десятка лет.
«Дрожательный паралич»
Именно под таким названием в 1817 году описал заболевание Джеймс Паркинсон. Тем самым подчеркнул характерный симптом болезни — так называемый «тремор покоя», мышечную дрожь, практически никогда не встречающуюся при других патологиях.
Также Паркинсон в своей монографии о «дрожательном параличе» указал, что при этом заболевании «чувства и разум остаются сохранными», отрицая развитие слабоумия у больных. Это была ошибка, но ошибка вполне простительная: в XIX веке пациенты «с паркинсоном» просто не доживали до наступления деменции. О патогенезе, т. е. о механизме развития описанной им болезни, Паркинсон не имел ни малейшего представления. Для того чтобы подобраться к разгадке, человечеству потребовалось более ста лет.
Допамин — это не только будущий адреналин
Изучение болезни Паркинсона было похоже на собирание мозаики, причем на поиски каждого «кусочка» уходило несколько десятилетий. Русский невролог Константин Николаевич Третьяков в 1909 году определил, какой отдел мозга поражается при этом заболевании — substancia nigra (черная субстанция).
Австрийский нейрофармаколог Олег Харникевич в начале 1960-х выяснил, что в результате гибели нейронов черной субстанции, которые вырабатывают допамин, у больных снижается уровень этого вещества в другом отделе мозга — стриатуме. Шведский фармаколог Арвид Карлссон, изучавший допамин примерно в то же время, доказал, что это не только «сырье» для производства адреналина, но и самостоятельный нейромедиатор.
Гипотезу о том, что допаминовая недостаточность играет ключевую роль в развитии болезни Паркинсона, Карлссон высказал в 1957 году. Однако для того, чтобы ее доказать, необходимо было решить одну «техническую» проблему.
Граница на замке!
Самые «ценные» органы нашего организма имеют дополнительную защиту — так называемые гистогематические барьеры, т. е. барьеры между кровью и тканями этих ценных органов. Это очень полезно в случае, если в кровь попали какие-то опасные возбудители или отравляющие вещества. Разумеется, такой барьер — гематоэнцефалический (ГЭБ) — существует и у мозга. Химические вещества проникают через ГЭБ по-разному: какие-то легко и быстро, а какие-то практически никак.
Читайте также:
Гематоэнцефалический барьер и лекарства
Для проверки идеи о ключевой роли недостатка допамина в стриатуме необходимо было «насытить» эту часть мозга допамином. Однако как раз для него ГЭБ абсолютно непреодолим!
Тут-то Карлссон и вспомнил про леводопу. Это вещество, предшественник допамина, было синтезировано химиком Казимиром Функом еще в 1911 году и имело одно прекрасное свойство: с легкостью преодолевало ГЭБ.
От кроликов к людям
Первый же эксперимент Карлссона увенчался безоговорочным успехом. Кролики, введенные в состояние двигательной заторможенности с помощью сильного транквилизатора, получали инъекции леводопы. Вещество, пройдя сквозь барьер, достигало кроличьего мозга и там превращалось в допамин, после чего бесчувственные зверьки, лежавшие на полу клетки, резво вскакивали на ноги. Так было доказано, что допамин влияет на двигательную активность организма.
Последний кусочек «пазла» нашел Олег Харникевич. Обнаружив недостаток допамина в стриатуме пациентов с болезнью Паркинсона, он вспомнил об опытах Карлссона и задумался о применении леводопы у людей. Клинические опыты Харникевич проводил совместно с венским невропатологом Вальтером Биркмайером. Как и у кроликов, у пациентов Биркмайера в ответ на внутривенные инъекции леводопы наблюдалось быстрое улучшение — исчезала дрожь в руках, уменьшалась ригидность (неподатливость) крупных мышц.
Так в середине XX века началась новая эра в лечении ряда неврологических заболеваний. Интересно, что Арвид Карлссон, высказавший свою идею в 1957 году, Нобелевскую премию за нее получил… в 2000-м. Косвенным образом это свидетельствует о том, что леводопа, ставшая первым лекарством от болезни Паркинсона, до сих пор остается если и не единственным, то основным средством борьбы с ней.
Фото istockphoto.com