Солнечный витамин выполняет множество функций: от минерализации костей до участия в регуляции гормонального баланса, а следовательно, оказывает влияние на целый ряд важных для организма процессов. Разбираемся, каких именно.
Говорим «витамин», подразумеваем «гормон»
Термином «витамин D» объединяют группу сходных по химическому строению и существующих в природе форм нутриента [1]:
витамин D1 — именно так в 1913 году назвали открытое в жире из печени трески вещество;
витамин D2 — эргокальциферол, который образуется под действием солнечного света главным образом в растениях; наряду с витамином D3 это одна из двух наиболее распространённых природных форм витамина D;
витамин D3 — холекальциферол, образующийся в организме животных и человека под действием солнечного света; именно его рассматривают как истинный витамин D (остальные формы считают модифицированными производными).
Есть ещё менее известные и распространённые витамины D4 и D5. Все эти соединения традиционно относят к группе жирорастворимых витаминов. Однако витамин D, в отличие от других, не является витамином в классическом смысле, поскольку он биологически неактивен.

В организме нутриент превращается в активную гормональную форму, которая взаимодействует со специфическими рецепторами. Они находятся в ядрах клеток многих органов и тканей. В этом отношении витамин D является гормоном, поэтому некоторые эксперты так его сегодня и называют — гормон витамина D, или D-гормон. Впрочем, мы остаёмся консерваторами, предпочитая всё же термин «витамин».
Напомним, что с пищей поступает лишь 10–20 % витамина D в составе рыбьего жира, сливочного масла, яиц, молока. Большая же часть нутриента образуется в коже под влиянием коротковолнового ультрафиолетового облучения — солнечного света. И, превращаясь в гормональную форму, оказывает влияние в том числе и на гормональный баланс.
Внимание, щитовидка
Щитовидная железа синтезирует ряд гормонов, которые регулируют обмен веществ, рост, работу нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, поддерживают терморегуляцию, несут ответственность за репродуктивную функцию. Ось «гипоталамус — гипофиз — щитовидная железа» регулирует синтез гормонов через механизм обратной связи: когда их уровень падает ниже порогового, гипоталамус синтезирует тиреотропин-рилизинг гормон, который усиливает активность щитовидной железы.
Обнаружено, что при недостатке витамина D может повышаться риск развития аутоиммунных заболеваний щитовидной железы, таких как тиреоидит Хашимото и болезнь Грейвса (при первом иммунная система атакует ткани щитовидной железы, приводя к снижению выработки гормонов, а при второй синтез гормонов, напротив, становится избыточным) [2].

И напротив: повышение уровня солнечного витамина может способствовать улучшению состояния и снижению активности аутоиммунных процессов. Так, в исследовании показано, что коррекция дефицита витамина D у пациентов с гипотиреозом приводит к улучшению функции щитовидной железы и снижению уровня антител к тиреопероксидазе. Это указывает на снижение активности аутоиммунного процесса [3].
И наконец, многочисленные исследования показали положительный эффект витамина D при лечении рака щитовидной железы [4]. Точный механизм действия неизвестен, однако такой эффект может быть связан со способностью солнечного витамина усиливать выработку особых белков, которые синтезирует иммунная система для снижения воспаления и регуляции иммунного ответа, и подавлять активность белков, участвующих в воспалительных процессах.
Репродукция мужская и женская
Известно, что витамин D регулирует активность целого ряда ферментов, участвующих в выработке стероидных гормонов. В частности, половых и гормонов надпочечников.
В экспериментах продемонстрирована возможная роль солнечного витамина в активации мужской фертильности за счёт синтеза мужских репродуктивных гормонов. Так, выявлена причинно-следственная связь между дефицитом витамина D и уровнем тестостерона — основного мужского полового гормона [5]. Ещё одно исследование показало, что добавление этого витамина в рацион повышает уровень тестостерона у мужчин [6].

Влияет витамин D и на уровень женских половых гормонов эстрогена и прогестерона, которые регулируют менструальный цикл, фертильность, беременность и менопаузу. Эксперименты на животных показали, что дефицит витамина снижает показатели фертильности, нарушает половое поведение и препятствует росту новорождённых.
Снижение уровня солнечного витамина у матери связано с неблагоприятными исходами как у женщины, так и у ребёнка. Среди осложнений:
диабет беременных (гестационный диабет);
низкий вес ребёнка при рождении;
преэклампсия — серьёзное осложнение беременности, при котором повышается давление и повреждаются органы, прежде всего почки и печень.
Обнаружена обратная связь между уровнем витамина D и рядом других женских гормонов, регулирующих репродуктивную функцию, в частности:
андростендионом, который является предшественником эстрогенов и тестостерона;
антимюллеровым гормоном, отражающим количество активных фолликулов в яичниках — его уровень указывает на овариальный резерв;
лютеинизирующим гормоном, который регулирует менструальный цикл за счёт стимуляции созревания фолликула в яичниках.
Рецепторы витамина D и ферменты, необходимые для его активации, обнаружены в яичниках, что говорит о прямом влиянии нутриента на фолликулогенез и созревание яйцеклеток. Показано, что витамин D влияет на способность эндометрия имплантировать эмбрион, и соответственно, дефицит витамина может снижать вероятность имплантации и увеличивать риск выкидыша [7].
У женщин с нормальным уровнем витамина D вероятность успешной беременности при использовании вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО и других) выше по сравнению с женщинами с его дефицитом [1]. Это указывает на важную роль этого микронутриента для зачатия.
В завершении хочется сделать простой вывод. Витамин D — это важно и нужно, в том числе для щитовидной железы и репродуктивной функции. Однако прежде чем принимать его, стоит всё-таки сдать анализ крови: только его результаты показывают определённо, есть ли недостаток «D-гормона» и нужны ли добавки/препараты солнечного витамина.
Источники:
Шварц, Г. Я. Дефицит витамина D и его фармакологическая коррекция / Г. Я. Шварц // РМЖ. — 2009. — Т. 17. — № 7. — С. 477–486.
Babić Leko M., Jureško I., Rozić I., Pleić N. et al. Vitamin D and the Thyroid : A Critical Review of the Current Evidence // Int J Mol Sci. 2023; 24 (4): 3586.
Botelho I. M. B. et al. Vitamin D in Hashimoto’s thyroiditis and its relationship with thyroid function and inflammatory status // Endocrine journal. 2018; 65 (10): 1029–1037.
Gallo D., Baci D., Kustrimovic N. et al. How Does Vitamin D Affect Immune Cells Crosstalk in Autoimmune Diseases? // Int J Mol Sci. 2023; 24 (5): 4689.
Angelis C., Galdiero M., Pivonello C. et al. The role of vitamin D in male fertility : A focus on the testis // Rev Endocr Metab Disord. 2017; 18 (3): 285–305.
Pilz S. et al. Effect of vitamin D supplementation on testosterone levels in men // Hormone and Metabolic Research. 2011; 43 (3): 223–225.
Баклейчева, М. О. Влияние витамина D на репродуктивное здоровье женщины / М. О. Баклейчева [и др.] // Журнал акушерства и женских болезней. — 2018. — Т. 67. — № 3. — С. 4–19.
Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист, автор статей о медицине и фармацевтике, умеет легко и просто рассказывать о сложном мире лекарств