Как не перегрузить ребёнка домашним заданием?

  • 01.09.2025
  • 759
  • Время чтения: 6 минут
Читать статью Как не перегрузить ребёнка домашним заданием?

Раздел: Про психологию

Выполнение школьником домашнего задания — обязательная часть обучения. Времени, отведённого на урок, обычно не хватает, чтобы освоить и закрепить новые навыки, да и все дети разные: одному достаточно справиться с несколькими идентичными заданиями, чтобы прочно усвоить принцип их решения, а другому понадобится больше времени. Разбираемся, нужно ли помогать ребёнку с «домашкой» и как организовать учебный процесс дома, чтобы он не превратился в пытку.

Обязан ли ребёнок делать домашнее задание?

Решать это должны родители. Но если они по какой-то причине думают, что выполнять заданное на дом необязательно, им нужно в первую очередь понимать, что ребёнок получит неудовлетворительные оценки, хуже других усвоит пройденный материал, а эффективность его обучения в целом снизится. Поэтому будем исходить из того, что делать домашние задания всё же необходимо.

Сколько времени должно уходить на «домашку»?

Время, которое ребёнок может тратить на выполнение домашнего задания, зависит от возраста. Министерство просвещения установило нормативы, согласно которым «домашку» школьники делают:

  • во 2-м и 3-м классе — до полутора часов;

  • 4-м–5-м классе — два часа;

  • 6-м–8-м классах — два с половиной часа;

  • 9-м–11-м классах — до трёх с половиной часов. 

Но некоторые исследования показывают, что более трети старшеклассников тратят на домашнее задание два–четыре часа, что отчасти превышает рекомендуемые нормы. А многие подростки тратят на него более четырёх часов [1]. Фактически предписанные нормы соблюдаются лишь в первом классе, когда домашнее задание не задаётся вовсе. 

Домашнее задание для детей: нужно или нет?

Большая часть учащихся «домашку» воспринимают в штыки, считая её никому не нужной нагрузкой. В некоторых семьях она к тому же часто является поводом для ссор. У педагогов по этому вопросу тоже нет единого мнения. Каждая сторона приводит убедительные аргументы своей правоты.

Либеральная позиция: без домашних заданий лучше

Сторонники либеральной позиции утверждают, что дом для отдыха, а школа для обучения, и ребёнок не должен погружаться в него дома. По их мнению, при отсутствии нагрузки в виде домашнего задания ребёнок испытывает больший интерес к учёбе, уделяет достаточно времени хобби и общению с близкими, а уровень его тревоги и стресса существенно снижается. 

Действительно, родительские и педагогические требования отличных оценок и многолетний временной цейтнот, в том числе при выполнении домашних заданий, разрушительно действуют на психику ребёнка [2]. Поэтому, по мнению сторонников жизни без «домашки», отмена этой обязаловки может хорошо сказаться на психоэмоциональном состоянии ребёнка.

Консервативная позиция: домашние задания — важная часть учебного процесса

Многие педагоги и исследователи считают домашние задания неотъемлемой частью обучения, поэтому исключить их никак нельзя. По их мнению, это обязательная тренировка, которая позволяет лучше усвоить тему. Без этого знания будут поверхностными. Поэтому важно закреплять новые навыки и полученную информацию дома. 


​Практика домашних заданий играет особую роль и при подготовке к ЕГЭ. Сложно отрицать ориентированность учебного процесса на содержание единого государственного экзамена, поэтому функция «домашки», особенно в 9-х–11-х классах, состоит в основном в подготовке [3]. И если общество голосует за отмену домашних заданий, вопрос подготовки потребует обязательного пересмотра. В этом случае будет необходимо, чтобы функцию домашних заданий в виде повторения, закрепления материала, восполнения пробелов в предметных знаниях взяли на себя другие элементы учебного процесса.

Нагрузку снизить можно, но сначала стоит всё взвесить

В любом случае сейчас отменить домашние задания как обязательный элемент обучения никто не может. Однако суммарный объём образовательной нагрузки на учащегося средней школы впечатляет. Например, ученики 5-х–9-х классов могут тратить на учебный процесс до 13 часов в день! 

Чтобы снизить нагрузку и сохранить здоровье ребёнка, многие родители выбирают иные формы обучения: семейное или заочное. Да, вы вправе выбирать обучение без домашних заданий, но обязательно взвесьте все за и против и, конечно, примите во внимание мнение самого ребёнка. 

Как помочь ребёнку легко выполнять домашнее задание? 

Есть несколько рекомендаций, которые помогут делать заданное на дом легче и более автономно, что особенно важно для родителей, уставших помогать своим школьникам. 

Самостоятельность. Не стоит решать задачи и писать сочинения за ребёнка — он должен сам разобраться с трудными моментами, а за помощью может обратиться только в безвыходной ситуации. Откажитесь от выполнения домашних заданий с ребёнком и тем более не делайте их за него!


Похвала и отсутствие критики. В силу возраста ребёнок может что-то упустить, забыть информацию, сказанную учителем. Приготовление уроков может отнимать больше времени, чем вы ожидали, ошибки также не исключены. Не ругайте ребёнка и тем более не напоминайте о прошлых неудачах, старайтесь найти, за что его похвалить. Поощряйте выполнение уроков нематериальными стимулами.

Безопасность и спокойная обстановка. Не нагнетайте на ребёнка страх перед уроками, не преувеличивайте сложность поставленных задач — позвольте ему самому оценить, сколько времени займёт приготовление домашнего задания.

Отсутствие жёстких дедлайнов. Звучит как фантастика, но здоровая прокрастинация способна помочь усвоению материала. Отложенный и закреплённый материал усваивается более прочно [4]. Позвольте ребёнку некоторое время откладывать выполнение задач, не торопите с домашним заданием. 

Не оценивайте ребёнка только по выполненным урокам и оценкам. Пожалуй, это самое главное. Не стоит сводить всё общение вечерами только к теме домашнего задания и подготовки к предстоящему учебному дню. Пусть общение взрослых и детей приносит удовольствие и радость. 

Источники: 

  1. Матвеева, Е. В. Воспитание, образ жизни, интересы современных подростков / Е. В. Матвеева // Смоленский медицинский альманах. — 2016. 

  2. Бережная, О. В. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников / О. В. Бережная // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. 

  3. Рогозина, Т. В. Направления модернизации домашней учебной работы современных школьников / Т. В. Рогозина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010.

  4. Тимошенко, Л. О. Прокрастинация в педагогике: за и против / Л. О. Тимошенко, Р. Ф. Мингазетдинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. 

Автор: Маргарита Прокопец, психолог-консультант, медицинский психолог кабинета медико-психологического консультирования ГКБ № 12 (г. Новосибирск) 

Фото: sakkmesterke, Harbucks, Anastasiia Korotkova / Фотобанк istockphoto
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про психологию

Товары по теме:

    • .
    4.7
    Помогуша сироп детский иммуномодулир 100 мл для детей с 3-х лет
    174
    • .
    ДОППЕЛЬГЕРЦ KINDER ОМЕГА-3 Д/ДЕТЕЙ С 7 ЛЕТ
    1 060
    • .
    4.75
    КУСАЛОЧКА РЫБИЙ ЖИР ДЛЯ ДЕТЕЙ ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ КАПСУЛЫ
    317
    • .
    4.2
    АКВИОН ДЭЙЛИ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ+ИНОЗИТ СО ВКУСОМ ЯБЛОКА
    342
    • .
    5
    ВИТАМИН D3 ДЛЯ ДЕТЕЙ
    138
    • .
    3.5
    NOW ВИТАМИН D3 400 МЕ В КАПЛЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    1 311
    • .
    3
    ДЕТСКИЕ ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ ВИТАМИНЫ 3+ СО ВКУСОМ ВИШНИ
    224
    • .
    3.3
    МУЛЬТИВИТАМИННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3 ЛЕТ ЭКОЛАБ
    341
    • .
    5
    МУЛЬТИВИТАМИНЫ ИММУНО 4+ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    653
    • .
    МАКСЛЕР МАГНИЙ ГАММИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    1 363
    • .
    4.2
    МУЛЬТИВИТАМИННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ СО ВКУСОМ ФРУКТОВ И ЯГОД
    1 125
Поделиться:

Читайте также

Читать статью Какие витамины нужны подросткам для памяти, иммунитета и нервной системы?
Какие витамины нужны подросткам для памяти, иммунитета и нервной системы?

Рассказываем, как поддержать организм ребёнка накануне экзаменов и что нужно знать, выбирая добавки.

Читать статью Школа — стресс для родителей, или Успокойся, мама!
Школа — стресс для родителей, или Успокойся, мама!

Рассказываем, как быстрее адаптироваться и начать жить, если в доме школьник

Читать статью Если ребёнок не хочет учиться
Если ребёнок не хочет учиться

От чего зависят хорошие оценки и так ли они важны?

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...