Синдром менеджера (или синдром выгорания) — прежде всего психологический термин. Однако этот синдром может проявляться не только психологическими проблемами (например, апатией, тревогой), но и вполне физическими проявлениями (постоянным чувством усталости, головными болями). Многие из нас слышали о синдроме хронической усталости, о стрессе. Несмотря на кажущееся сходство, эти состояния все-таки различны как по природе, так и по проявлениям. Методы борьбы с этими расстройствами также отличаются, поэтому необходимо четко понимать различия.
Проявления синдрома выгорания
Казалось бы, кто из нас не устает на работе? Многие ждут выходных или отпуска с нетерпением. Кто-то живет от отпуска до отпуска в надежде хоть немного отдохнуть от постоянной гонки. Нередко бывает так, что вроде бы и выходные прошли, и отпуск уже подошел к концу, и удалось вдоволь поспать, а чувство усталости и нежелание что-либо делать не покидают. Некогда любимая работа становится неинтересной и даже бессмысленной. А если еще присоединились сниженное настроение, бессонница ночью и сонливость днем, головные боли, потеря аппетита, частые простудные заболевания, то посещения врача не избежать.
Кто в группе риска?
Синдромом выгорания страдают люди, профессии которых связаны с длительным психологическим стрессом, общением с людьми, необходимостью скрывать собственные эмоции, многозадачностью в работе. Часто страдают люди, работа которых предусматривает повышенную ответственность. Помимо собственно менеджеров в группе риска — учителя, медицинские работники, редакторы. Однако не все подвержены синдрому менеджера. Считается, что люди, склонные к перфекционизму, а также те, кто многое воспринимает негативно, выгорают чаще. Есть и гендерные различия — вероятность развития синдрома менеджера у женщин в два раза выше.
Хроническая усталость, синдром выгорания или стресс?
Считается, что при синдроме хронической усталости большинство симптомов такие же, как и при синдроме менеджера, однако выраженность симптомов значительно сильнее. Симптомы хронической усталости настолько тяжелы, что мешают вести привычный образ жизни. Обычно синдром хронический усталости является диагнозом исключения, потому что скрывает более серьезные заболевания (например, он часто встречается при рассеянном склерозе), поэтому требует детального обследования.
Читайте также:
Синдром профессионального выгорания
Для стрессового состояния, в отличие от синдрома выгорания, характерен целый ворох эмоций, который переполняет и может вырываться наружу (раздражительность, плаксивость, иногда агрессивность). При синдроме менеджера человек уже не способен на яркие проявления эмоций, тут преобладает апатия и опустошенность. Если в состоянии стресса человек обычно старается найти выход, взять ситуацию под контроль, то при выгорании охватывает безысходность и нежелание что-либо предпринимать.
Что делать?
Синдром выгорания — явление нередкое в современном мире. Если вы много работаете и обнаружили у себя вышеописанные симптомы, то, скорее всего, вам необходимо действительно хорошо отдохнуть и воспользоваться нехитрыми советами, приведенными ниже.
Общение с коллегами. Казалось бы, куда уж больше, если на работе и так приходится постоянно общаться, особенно не с теми, кем хочется?
- Исследования зарубежных психологов свидетельствуют, что общение с коллегами на профессиональные темы в нестандартной обстановке (например, выездное совещание, профессиональный конгресс) помогает расширить кругозор, удостовериться в собственной значимости и неординарности, а это в итоге уменьшает ощущение напряжения на работе.
- Друзья. Приятное времяпровождение и общение с близкими по духу и родными поможет улучшить общий настрой.
- Места или мероприятия, которые вас вдохновляют. Для кого-то это поход на выставку или в кино, а кому-то захочется посетить храм.
- Благотворительность. Иногда даже незначительная помощь другому может оказать целебное психологическое воздействие.
- Физическая активность и здоровый образ жизни. Доказано, что умеренные физические нагрузки (будь то бег, йога или же просто прогулки пешком) значительно улучшают как физическое, так и эмоциональное здоровье.
Отношение к своей работе. Конечно же, стоит пересмотреть и моменты, связанные непосредственно с работой.
- Пересмотрите свое отношение к работе. Возможно, она не такая уж и скучная и бесполезная, как вам кажется? Наверняка есть и положительные моменты. А возможно пришло время подыскать другую работу.
- Перерывы в работе. Делайте частые перерывы, хотя бы на 10–15 минут каждые пару часов. В это время постарайтесь избежать использования компьютера, телефонов. Попробуйте просто выйти на свежий воздух и подумать о чем-то приятном.
- Организация рабочего места. Правильно подобранная по росту и весу эргономичная мебель снимет лишнюю нагрузку с позвоночника, а принесенные из дома любимые мелочи или фотографии любимых, расставленных на рабочем столе, будут улучшать настроение и напоминать о том, что работа все-таки только часть жизни.
Будьте здоровы!
Фото istockphoto.com