Сообщения о проявлениях детской жестокости появляются в лентах новостей всё чаще. Можно сказать, что они стали частью нашей повседневности. И это пугает. Однако в руках родителей есть огромные ресурсы, используя которые, можно предотвратить насилие.
Отличие агрессии от жестокости
Агрессия – это непреднамеренное поведение. Она возникает, когда какая-то важная для нас ситуация не работает, а не работать может всё, что угодно: тело, игрушка, мама, отношения, бизнес. Если эти обстоятельства не меняются, энергия недовольства копится внутри и может прорваться агрессией. Причём агрессивное поведение встречается не только у людей, но и у животных. Например, когда они защищают потомство, отстаивают территорию или поддерживают статус.
Жестокость же в большей мере свойственна людям. Это преднамеренное причинение страданий, приносящее удовлетворение. Это умышленное использование своей силы для нанесения вреда другому существу.
Мы не рождаемся жестокими, эта черта личности приобретается под влиянием внешней среды.
Маленькие дети ведут себя эгоистично, а порой и агрессивно. Они пока не знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Задача родителей – внятно донести до ребёнка моральные и социальные нормы, воспитать в нём дружелюбие, отзывчивость и умение сочувствовать. Важно учить своё чадо языку эмоций, умению понимать себя и проживать свои чувства.
Источники проблемы
Если ребёнок, прочитав добрую книжку, услышит, как папа на него кричит, или увидит, как он поднимает руку на маму, то выводы будут сделаны из поведения взрослых, а не из усвоенной книжной морали. Помните, атмосфера в семье играет решающую роль в формировании личности растущего человечка.
Как правило, жестокость появляется в поведении детей, к которым были жестоки их взрослые: физические и психологические наказания, воспитание криком (это тоже форма насилия), присутствие при совершении насилия над другими – всё это крайне негативные факторы.
Как ни странно, но и родительская «слепая» любовь без рамок и ограничений, с полной вседозволенностью тоже может провоцировать жестокость в ребёнке. Детям необходимо устанавливать границы, но они должны быть чёткими, логичными и понятными.
Бывает, что родители преднамеренно воспитывают в ребёнке жестокость, опасаясь, что он вырастет «лузером», «мямлей» и «тюфяком». Они подстрекают ребёнка дать сдачи, оскорбить первым, ударить посильнее. Но всё это не даёт никакой гарантии будущего успеха. Нужно воспитывать в ребёнке чувство собственного достоинства и уважение к другим людям, тогда и усвоится сложная наука взаимопонимания и умения поступать так, чтобы все были в выигрыше.
Большую роль в ожесточении детей играет и наше равнодушие. Безразличие взрослых (и родителей, и педагогов), вечная погоня за карьерным ростом и финансовым благополучием лишает шанса вырастить достойных людей. В связи с отсутствием времени на воспитание эту работу выполняют посторонние личности: блогеры из соцсетей, герои компьютерных игр, сверстники из дворовой компании.
Также огромное влияние на детей оказывает интернет. Теперь вся жизнь сконцентрировалась там: обучение, развлечение, общение и даже зарабатывание денег. Вроде неплохо: детям никогда не бывает скучно, да и взрослым они перестают докучать вопросами, ведь любой ответ можно найти в браузере. Но есть и другая сторона медали: попадая в эту сеть, человек становится более жестоким. Ведь там полная безнаказанность.
Меры профилактики
- Помните, крайне важно оставаться главными воспитателями ребёнка. Транслируйте ему свои ценности, прививайте моральные качества. Это лучший оберег от жестокостей мира! Доносите до своего чада, что жизнь, своя и чужая – это главная ценность на свете. Это дар, который нужно бережно хранить.
- Если есть возможность выбирать, поместите ребёнка в культурную среду: найдите детский сад, школу, где педагоги и родители разделяют ваши взгляды на воспитание и ваши ценности. Если атмосфера в классе пропитана насилием, а учитель остаётся к этому безразличным, забирайте ребёнка оттуда, против такой отравы сложно найти противоядие.
- Читайте вместе достойные книги, смотрите добрые фильмы, обсуждайте героев. Не критикуйте ребёнка, если его взгляды расходятся с вашими, выслушайте и постарайтесь понять. Бывает, ребёнок не хочет осваивать предложенный вами репертуар. Договаривайтесь чередовать ваши фильмы и книги с теми, что интересны ему. Постарайтесь понять, что же в них цепляет душу вашего сокровища. Театры, музеи, выставки: всё это наше замечательное подспорье. Выращивайте культурный уровень вашей семьи.
- Разговаривайте с ребёнком. Старайтесь объяснить и предупредить опасные вещи. Например, влияние толпы. Расскажите ребёнку, что преступление гораздо легче совершить в компании: складывается ложное ощущение, что ответственность за содеянное делится на всех и сводится к нулю. Поэтому особо жестокие расправы учиняются толпой. Поэтому травля в классе становится такой масштабной бедой.
- Называйте вещи своими именами, не оправдывайте жестокость привычными нашему менталитету словами «сам виноват». Внушайте ребёнку, что жертва не несёт ответственность за совершённое над ней насилие. Можно быть разным: любой национальности, вероисповедания, внешности, социального уровня и т. д. Нет таких факторов, из-за которых можно проявлять к человеку жестокость.
- А вот постоять за себя можно и нужно. Учите ребёнка стойкости и самоуважению. Здорово, если он умеет давать словесный отпор обидчикам. Да и уверенность в своей физической силе не помешает: спорт нам в помощь.
- Контролируйте экранное время ребёнка (да и своё не помешает), фильтруйте доступный ему контент.
Мой ребёнок проявляет жестокость. Что делать?
Если вы, к своему ужасу, уже заметили тревожные звоночки: ребёнок с удовольствием смотрит сцены насилия в фильмах, наслаждается, причиняя боль животному, крушит и ломает всё, что под руку попадётся, – срочно принимайте меры. Всё, что описано выше, вам в помощь. Только с ещё большим усердием.
Не повышая голос, не срываясь в негодующие вопли, объясняйте ребёнку, что он делает, называя всё своими именами. Предлагайте поставить самого себя на место жертв. Не бойтесь обращаться к специалистам: невролог, психиатр, психотерапевт окажут необходимую помощь. Некоторые неврологические заболевания, травмы головы, родовые травмы и наследственные особенности могут провоцировать приступы неуправляемой агрессии. Не опускайте руки, только мы и можем помочь своим детям!
Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант
Фото depositphotos.com
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции