«Период сразу после рождения был самым счастливым временем!» — тут рассказ мамы ребенка прервался укоризненным взглядом на «виновника» происходящего — симпатичного шестимесячного крепыша, который, совершенно не чувствуя за собой вины, активно ползал по детскому коврику.
Мама вздохнула и продолжила: «Тогда Никитка отлично спал в своей кроватке. И кушал хорошо, и в весе прекрасно прибавлял. Но после месяца у него, кажется, стал болеть животик. Он часто просыпался, плакал, требовал грудь, не засыпал.
Потом, когда ему было уже ближе к 3 месяцам, я как-то после кормления оставила его с собой, в своей кровати. И вдруг стало легче. Никита стал лучше спать, делая, по крайней мере, перерывы на сон в 2–3 часа. Несколько месяцев прошли спокойно. Папа, правда, жаловался, что ему (поскольку он боялся задавить сына) приходится все время спать в скрюченной позе. Еще большая проблема была с сексом, которого практически не было, так как с ребенком в общей кровати это, сами понимаете, было не особо удобно…».
На этой невеселой ноте оставим ненадолго историю малыша по имени Никита и разберемся, что мама делала правильно, а где допустила ошибки. Итак.
Спать в своей кроватке — это правильно. Хотя кому-то это может показаться странным. Действительно, можно заметить, что все млекопитающие детеныши обожают спать совместно со своей мамашей. У них нет никаких кроваток и колыбелек! Котята, щенки и поросята спят вместе с родительницей, уткнувшись влажными мордочками в ее горячее тело, время от времени просыпаясь, чтобы с урчанием присосаться к розовым соскам с теплым молочком.
Читайте также:
Почему ребенок плохо спит
Однако педиатры не рекомендуют совместный сон. Да, так проще, так естественнее, удобнее для мамы (не надо ночью вставать) и приятнее для ребенка. Но, к сожалению, многочисленные исследования показали, что совмещение взрослой кровати с младенцем ассоциировано с синдром внезапной смерти ребенка. Возможных причин здесь много — ребенка можно задавить или случайно уронить с кровати. Взрослая кровать с ее мягким матрасом, многочисленными подушками и одеялами опасна для малыша, который может запутаться в мягких складках и задохнуться.
В детской кроватке со специальным жестким матрасом, еще лучше — в специальном спальном мешке вместо одеяла, без любых подушек, младенцу находиться значительно безопаснее.
Но что делать, если в своей кроватке ребенок не засыпает, зато в вашей спит отлично?
«Проблема в том, — продолжал я, — что вы изначально не приучили ребенка правильно спать.
- Во-первых — надо правильно засыпать. Ребенка нужно класть в его кроватку не спящего, а лишь только сонного. Ребенок должен научиться засыпать сам, а не после укачивания и песенок. В идеале после 2-3 месяцев жизни сформировать режим сна и бодрствования, тогда это войдет в привычку.
- Во-вторых — нужно чтобы ребенок спал в своей кровати. Иначе у вас будут проблемы не только с ребенком но и с мужем.
Нужно, чтобы Никита спал ночью, хотя бы 6 часов не просыпаясь».
«Вот это самое интересное! — воскликнула мама. — И как этого достичь?».
«Ну, способы есть разные, но смысл один — увеличивать время вашей реакции на крик ребенка. Обо всем можно подробно почитать в соответствующих руководствах».
Вкратце — представим ситуацию, когда ребенок ночью проснулся и сел в кроватке, оглядываясь вокруг. Если вы сразу подскочите к нему и начнете его укладывать или кормить, это закрепит неправильное поведение. Если же сделать вид, что вы крепко спите, и не реагировать, есть шанс, что ребенок снова заснет. Если он заплачет, не подходите к нему сразу же.
Засеките время, которое вы терпите крик ребенка, и день за днем постепенно увеличивайте его. Также старайтесь не кормить ребенка ночью, если у него нет проблем со здоровьем и набором веса, особенно после полугода жизни. Тогда у ребенка банально не будет повода просыпаться ночью.
«Доктор, я уверена, что не выдержу такого садизма», — вдруг сказала мама и резко встала. Мне ничего не оставалось делать, кроме как попрощаться.
Все резко ухудшилось к семи месяцам. Никита к этому времени уже хорошо переворачивался, начал ползать, садиться. Вскоре он практически перестал спать по ночам, просыпаясь каждые полчаса-час, садился, потом куда-то полз с риском упасть с кровати. Для успокоения мама каждый раз его кормила грудью или просто давала упавшую соску, укладывала спать. Он вроде засыпал. Но все возобновлялось через час.
Вся эта возня прекращалась только под утро, когда и ребенок, и мама засыпали на несколько часов чуть ли не до обеда. Днем ребенок чувствовал себя прекрасно и даже спал еще пару раз по 1,5–2 часа. Вскоре папа не выдержал ночной пытки, и поскольку ему было необходимо работать, а утром отсыпаться он не мог, он переехал в соседнюю комнату.
«Мы были у невролога, — рассказала мама, когда я снова пришел на вызов. — Он назначил глицин. Были у остеопата, он объяснил, что при рождении ребенка “тянули”. Всё “поставил на место”, но эффекта нет. Были у гастроэнтеролога, обследуемся на дисбактериоз. Сделали УЗИ головы и брюшной полости, всё в норме. Пьем пробиотики, глицин, включаем белый шум, но ничего не выходит. Укладываем вечером Никиту спать по два часа, поем песни, укачиваем. Буквально через час он просыпается и куролесит до утра. Что нам сделать еще? Какие анализы еще сдавать? Может, это лямблии?».
Мне ничего не оставалось, кроме как повторить все то, что я говорил раньше. Мама реагировала уже не так резко, но согласиться со мной все равно не смогла: «Нет, доктор, все-таки я к этому не готова. Может, я все-таки поищу лямблии?». Я раскланялся.
Фото istockphoto.com