Ребёнок в год не говорит? Можно списать на индивидуальный темп развития. Ему исполняется два, а речи нет? Родителей это настораживает. В три они бьют тревогу. Раньше это называли задержкой речевого развития, сейчас — моторной алалией, или расстройством экспрессивной речи. Разбираемся, что это такое и какие методы помогают поставить диагноз.
Что такое моторная алалия?
Моторная алалия — это отсутствие или значительное нарушение активной речи без явных на то причин. То есть у ребёнка никак не нарушены слух и умственные способности. На КТ и МРТ отсутствуют повреждения тех участков головного мозга, которые отвечают за речь, иначе это была бы вторичная алалия. Но ребёнок при этом или молчит, или разговаривает очень ограниченным набором слов и фраз, который не соответствуют возрасту.
Обычно дети с алалией тяжело овладевают речью и сильно отстают в этом навыке от сверстников. При этом они понимают, что им говорят, и выполняют различные просьбы. Если ребёнок не понимает обращённую к нему речь, это уже другая ситуация.
Речевые проявления патологии могут разными:
- отсутствие речи: например, ребёнок в год не говорит и при этом не использует даже лепет, а объясняется жестами и отдельными звуками;
- невнятная речь, неправильно запоминает значение слов;
- снижен словарный запас;
- ему трудно повторить фразу, если и произносит её, то может путать слова местами, переставлять слоги;
- регулярно совершает ошибки в окончаниях, чаще говорит в именительном падеже;
- пропускает слова, звуки и слоги;
- заменяет слова на похожие по звучанию.
Кроме задержки речи, со временем проявляются и другие признаки:
- проблемы с мелкой моторикой;
- неловкость в координации;
- сложности с выполнением точных движений языком и губами: например, если попросить высунуть язык и сделать им круговое движение, это вызовет затруднение;
- проблемы в социальной адаптации, из-за этого ребёнок может стать нервным, замкнутым или выдавать вспышки агрессии и истерики;
- сложно запоминает новые слова;
- начинает отставать в учёбе из-за речевого барьера;
- может проявиться дисграфия и дислексия.
И другие её виды
Помимо моторной, есть ещё два вида алалии. Если в случае с моторной ребёнок все понимает, но есть сложности с речью, то:
- в случае с сенсорной алалией (расстройство импрессивной речи) ребёнок не понимает обращённую речь, хотя со слухом у него всё в порядке и он способен произносить слова;
- в случае с сенсорно-моторной алалией нарушено и понимание речи, и активное говорение. Её проявления часто путают с расстройством аутистического спектра.
Причины моторной алалии
К сожалению, ситуация с этой патологией напоминает дислексию: проблема есть, а точная причина неясна. Предполагается, что дело в некорректной работе нейронных связей, но это невозможно подтвердить или опровергнуть доступными методами диагностики. Поэтому в случае с расстройством экспрессивной речи можно говорить лишь о факторах, которые повышают риск развития этого состояния.
Факторы, влияющие во время беременности:
- выраженная гипоксия плода (недостаточное обеспечение кислородом);
- инфекционные заболевания у мамы во время беременности: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др.;
- тяжёлый токсикоз;
- ушиб живота;
- резус-конфликт с угрозой прерывания беременности;
- приём токсичных лекарств;
- употребление алкоголя и наркотиков.
Факторы, влияющие во время родов:
- серьёзная родовая травма и асфиксия;
- ребёнок родился недоношенным;
- также могут повлиять: стремительные роды, обвитие пуповины, отслойка плаценты, стимуляция родов, наложение щипцов.
Факторы, влияющие в период новорождённости и раннего возраста:
- травмирование головы;
- менингит, энцефалит и другие формы нейроинфекции;
- дефицитные состояния: тяжёлая анемия, белково-энергетическая недостаточность, рахит;
- сильное психологическое потрясение: например, долгая разлука с мамой.
Наследственность:
- у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, в два–четыре раза;
- выше риск в семьях, где есть специфические расстройства речи: задержка развития речи, заикание, аномально быстрая речь (тахилалия), дефекты произношения.
Факторы окружающей среды:
- социально неблагополучная обстановка;
- педагогическая запущенность.

Не всё так однозначно: какие бывают нарушения
Есть несколько классификаций, которые используют разные специалисты — врачи, логопеды, психологи. Разберём клинико-педагогическую — её чаще всего применяют в России, в том числе когда решают вопрос о переводе ребёнка в логопедическую группу в детском саду.
Моторную алалию в этом случае врачи записывают в карточке ребёнка как ОНР — общее недоразвитие речи. Туда могут быть внесены и другие сокращения, которые указывают на проблемы с речью. Но они могут использоваться и для случаев, не относящихся к моторной алалии. Например, при задержке речи вследствие глухоты тоже применяется клинико-педагогическая классификация, но основной диагноз будет уже другим.
ФН — фонетические нарушения. В этом случае есть трудности с произношением конкретных звуков: одного или нескольких. Например, ребёнок не выговаривает «Р» и «Л».
ФФН — фонетическо-фонематическое недоразвитие. Есть нарушение произношения, как в предыдущем пункте, но помимо этого, наблюдаются проблемы с восприятием звуков на слух, ребёнок их путает.
ОНР — общее недоразвитие речи. Ребёнок с отставанием овладевает речью в целом, а не только отдельными звуками. В зависимости от степени отставания выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. В отличие от других классификаций чем больше цифра, тем легче ситуация:
- ОНР I уровня — речь полностью отсутствует;
- ОНР II уровня — у ребёнка есть небольшой набор слов, которым он пользуется, но при этом есть проблемы с произношением, путает звуки и слоги, использует неправильные формы слов, практически не строит фразы;
- ОНР III уровня — произношение колеблется с переменным успехом, в речи есть простые фразы, а сложные строить он не может. Заменяет похожие звуки друг на друга;
- ОНР IV уровня — ребёнок разговаривает фразами, но говорит нечётко, с «кашей во рту». Есть отдельные ошибки в произношении и окончаниях слов.
Как ставят диагноз?
Для диагностики моторной алалии нужен междисциплинарный подход с вовлечением разных специалистов: логопеда, невролога, детского психиатра и других. При этом диагностика может быть «случайной», например, при плановых профилактических осмотрах. А может быть целенаправленной, когда проблема уже стала очевидной.
Скрининги на профосмотрах
Скрининг — своего рода «сито», через которое просеивают всех детей, и обнаруживают тех, кто явно отличается от привычных параметров. В этом случае ребёнка направляют на дообследование.
В случае с моторной алалией это плановый профилактический осмотр, который проводят в два года. Он включает анкетирование родителей с использованием специального опросника. Обычно используется «Макартуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста». Помимо этого, во время профосмотра врач-педиатр и невролог обращают внимание на развитие ребёнка, в том числе на речь.
Детей из группы риска направляют на осмотр к детскому психиатру, так как он обладает максимальной компетенцией в этом вопросе и сможет отличить алалию от других расстройств. А уже для уточнения формы алалии и её коррекции понадобится логопед, который специализируется на этой теме.
Как проходит приём у детского психиатра?
Сначала врач расспрашивает родителей ребёнка, какие есть жалобы и что им предшествовало, как в целом развивался ребёнок, начиная с маминой беременности, чем болел, в каком возрасте овладевал разными навыками, какая у него наследственность. Это называется сбор анамнеза. Лучше заранее подготовиться к приёму и выписать все ключевые моменты и даты.
Такой анамнез помогает:
- установить, если ли наследственная предрасположенность к развитию расстройства экспрессивной речи (моторной алалии) и других особенностей психики;
- оценить, какое было состояние здоровья у мамы во время беременности, были ли факторы риска для развития моторной алалии: серьёзные заболевания обмена веществ, интоксикации (курение, алкоголь, токсичные лекарственные препараты), токсикоз, инфекционные заболевания;
- выяснить, какие болезни и стрессовые ситуации перенёс ребёнок с момента рождения до текущего момента;
- понять, как у ребёнка протекали возрастные кризисы: вовремя или с задержкой, ярко или сглажено и т. д.;
- узнать, как у ребёнка поэтапно формировались навыки коммуникации, в том числе речь, а также мелкая и крупная моторика и эмоциональный интеллект;
- уточнить, как сформированы навыки самообслуживания, какое поведение в коллективе и внутри семьи;
- понять, какие отношения существуют внутри семьи и какая там психологическая обстановка, а также какие методы воспитания используются.
Во время осмотра врач-психиатр обязательно описывает психический статус ребёнка, где учитывает:
- как ребёнок себя ведёт в целом: насколько активный, как реагирует на просьбы взрослых, стесняется или легко идёт на контакт и т. д.;
- нет ли такого, что ребёнок не понимает обращённую речь;
- какие способы коммуникации у него есть и как он ими пользуется: речь, мимика, жесты;
- знания ребёнка о своём ближайшем окружении и о мире в целом;
- особенности эмоционально-волевой сферы;
- как развита крупная и мелкая моторика;
- насколько речь и интеллект соотносятся с возрастными нормами;
- какие у ребёнка есть психологические особенности, помимо трудностей с речью;
- психологический портрет родителей, тип воспитания, их отношения с ребёнком.
Врач проводит и общий осмотр ребёнка, это тоже важно. Оценивает его физическое развитие, здоровье органов и систем, в том числе неврологическую симптоматику.
Консультации других специалистов
Чтобы уточнить диагноз моторной алалии (расстройства экспрессивной речи), ребёнка могут направить:
- к логопеду, чтобы уточнить, с какими звуками и речевыми конструкциями нужно работать, и составить план коррекции;
- педиатру, чтобы исключить у ребёнка белково-энергетическую недостаточность, заболевания обмена веществ и другую патологию, которая может косвенно влиять на развитие в целом и речь в частности;
- оториноларингологу — исключить проблемы со слухом;
- неврологу — определить, есть ли неврологические проблемы и какие именно.
Дополнительное обследование
Лабораторные анализы при алалии не показательны. Из инструментальных методов исследования в отдельных случаях ребёнка направляют на ЭЭГ — электроэнцефалографию. Но это актуально при подозрении на эпилептическую активность.
Также могут направить на МРТ (магнитно-резонансную томографию) головного мозга, если нужно исключить органическую патологию.
Подходы к лечению моторной алалии: что нужно знать родителям
Главный метод коррекции моторной алалии — это работа с логопедом, дефектологом и нейропсихологом. И комплексный подход к проблеме. Если есть сопутствующие неврологические и психологические проблемы, то ребёнка также будут наблюдать невролог и психолог.
Самый оптимальный возраст для начала плотной работы с логопедом — это два–четыре года. После пяти лет тоже можно и нужно заниматься коррекцией моторной алалии, это даст результаты. Но они будут менее высокими, чем при раннем начале.
Самолечение не даёт полноценного эффекта и затрудняет работу логопеда, так как переучивать неправильно выученный звук гораздо сложнее, чем разучить с ребёнком этот звук с нуля. При этом объединение усилий всей семьи и логопеда даёт максимальный эффект. А также помогает ребёнку освоить речь и полноценно адаптироваться в социуме.
Здоровья вам и вашим детям!
Источники:
- Специфические расстройства речи у детей : Клинические рекомендации / МЗ РФ. — М., 2023.
- Бобылова, М. Ю. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики / М. Ю. Бобылова, А. А. Капустина, Т. А. Браудо, М. О. Абрамов [и др.] // Русский журнал детской неврологии. — 2017. — № 4.
- Чигинцева, Е. Г. Алалия : учеб.-метод. комплекс / Е. Г. Чигинцева. — Магнитогорск, 2006.
- Лукашевич, И. П. Исследование патогенетических механизмов алалии / И. П. Лукашевич, Е. М. Парцалис, С. Ю. Перемячкина, С. М. Попова [и др.] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2010. — № 5.
Автор: Анастасия Кривошеева, врач-педиатр, окончила Ивановскую государственную медицинскую академию
Фото: AndreaObzerova/ Фотобанк istockphoto
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции