Травля среди детей: как не допустить

  • 17.05.2022
  • 2195
  • Время чтения: 9 минут
Читать статью Травля среди детей: как не допустить

Раздел: Про детей

Всё чаще в своей психологической практике я сталкиваюсь с людьми, знакомыми с травлей не понаслышке. Зачастую и много лет спустя эта тема остаётся болезненной и вызывает острые вопросы: за что, почему я, что со мной не так? С ужасающей периодичностью мы узнаём об очередной трагедии в какой-то школе и снова задумываемся, можно ли было её предотвратить. Да, можно! Если по-настоящему взрослый человек не пройдёт равнодушно мимо, включится в проблемы детских взаимоотношений и поможет их излечить. 

Стайные инстинкты

Люди — существа социальные, в нас природой заложена потребность принадлежать к группе, быть частью чего-то большего, чувствовать себя членом своей «стаи». У детей эта потребность выражена ещё сильнее. Это не прихоть, таковы законы взросления и развития. Сначала малыши хотят быть похожими на родителей, потом, подрастая, они ориентируются на сверстников и подражают уже им. «Белые вороны» жестоко изгоняются из подобной «стаи». Проходит время, лобные доли мозга постепенно дозревают (не раньше 12 лет), и наконец в их головах поселяется понимание морали, нравственности, ответственности, взаимоуважения и осознание собственной уникальности. У детей отпадает желание быть как все и не выделяться из толпы. Но это будет потом, а пока… Пока они сбиваются в «стаи». Здорово, если у них есть авторитетный взрослый, который держит руку на пульсе, отслеживает групповые психологические процессы и помогает им создавать позитивную основу для сплочённости: командный дух, «один за всех и все за одного», взаимопомощь, общие дела и интересы. 

Но к великому сожалению, таких взрослых катастрофически мало, и на все детские «стаи» их не хватает. Современные реалии таковы, что школа больше не хочет этим заниматься. Дети туда пришли, отучились, «потупили» на переменах в своих телефонах и ушли. А потребность в сплочении осталась, и без авторитетного взрослого, в идеале классного руководителя, в детской группе могут начаться деструктивные процессы: детки вдруг понимают, что можно сплотиться и дружить против кого-то. У них появляется ощущение, что они вместе, они хорошие, с ними всё ок. А кто не ок, так «ату его». 

Чем более не уверен в себе ребёнок, тем с большей вероятностью он будет участвовать в травле. Вопрос, на какой стороне. Хотя особой разницы для отдалённых последствий нет. В травле есть три стороны: агрессоры, жертва и наблюдатели. Страдают все участники этого треугольника!

Жертва получает опыт отвержения, унижения, беззащитности и тотального одиночества. 

Агрессоры получают опыт жестокой стаи: безнаказанность, подлость, иллюзия силы и правоты. Этот опыт, страшно обедняющий наши высшие чувства, исключает сочувствие, сострадание, душевную близость. Личность огрубевает, развиваются асоциальные черты. В будущем это может обернуться положением изгоя во взрослом коллективе, ведь там уже другие игры, более тонкие и изощрённые.

Страдают и свидетели происходящего, хотя на первый взгляд они находятся в стороне и делают вид, что ничего особенного не происходит. А в это время душа получает опыт бессилия перед толпой. И жгучего стыда за своё бездействие и малодушие, ведь они понимают мерзость происходящего, ненавидят себя за трусость, сотни раз прокручивая в голове варианты, как решительно и смело они могли бы выступить против толпы. Это знакомо мне по собственному опыту: воспоминания о том, как промолчала, мучили меня долгие годы, в значительной мере повлияв на формирующуюся самооценку. 

То есть подобная ситуация негативна для группы в целом. Насилие пожирает огромное количество энергии, её не остаётся ни на учёбу, ни на дружбу, ни на развитие и взросление. Если в классе присутствует нездоровая атмосфера, но конкретно вашего ребёнка не травят, не стоит облегчённо выдыхать. В толпе ответственность делится на всех, и самый добрый, благополучный ребёнок, попав в подобное место, может совершить страшные, несвойственные ему поступки. 

Ошибки взрослых

Часто родители пытаются оправдать деструктивное поведение детей разными способами. Сразу скажу, это неверный путь для решения проблемы. Чаще всего от таких взрослых можно услышать следующие фразы:

  1. «Детки так играют». Очень не хочется признавать, что ваш ребёнок агрессор. Но важно сначала осознать самим, а потом донести до детей, что любые игры, в которых кому-то больно, страшно, неприятно, обидно или стыдно, категорически запрещены!
  2. «Этот ребёнок сам виноват, он не такой как все». Прошу, запомните, осознайте, растолкуйте детям: жертва никогда не виновата! Нет таких качеств внешности, характера или поведения, за которые человека можно травить. Да и травят, как правило, не за что-то, а потому что хочется нападать, нравится чувствовать власть над другим. 
  3. «Куда смотрит школа?» Да куда угодно! Прочтите внимательно свой договор со школой, там есть чему подивиться. Минимум ответственности на школе, максимум — на родителях. Да и положа руку на сердце, воспитание — родительская забота. Это мы объясняем, что смеяться над упавшим — подлость, издеваться над животным — жестокость, обижать того, кто слабее, — трусость.
  4. «Подумай, может, ты что-то делаешь не так?» — это очень плохой совет ребёнку, которого в школе регулярно бьют, обзывают, игнорируют. Разговоры по душам или индивидуальная работа с психологом — неэффективные методы, потому что они направлены на личность, тогда как травля — болезнь группы. Её нужно лечить системно!

Как действовать взрослым, если они узнали о буллинге

Для начала будьте внимательны к ребёнку, не игнорируйте его рассказы о насилии в классе, не бросайте его одного с проблемой, с которой ему никак не справиться одному. И не ждите, что всё само рассосётся. А в случае, если ваш ребёнок оказался агрессором или наблюдателем, не ищите оправданий его поступкам.

  1. Дайте истинное определение происходящему. Когда ребёнка регулярно и намеренно доводят до слёз, систематически дразнят, отбирают, портят, прячут его вещи, когда толкают, щипают, дёргают за волосы, игнорируют — это насилие, это травля. 
  2. Определите, кто готов взять ответственность за прекращение насилия. Идеально, если это педагог. В случае, если классный руководитель не в состоянии решить проблему, нужно идти к директору. Если и он попытается переложить ответственность на вас, сообщите, что пойдёте во внешние инстанции. Не помогло? Обращайтесь в контролирующие органы.
  3. Авторитетный взрослый, который начинает работать с «заболевшей» группой, называет вещи и явления своими именами, объясняет их недопустимость, даёт однозначную оценку. Здесь нельзя противопоставлять жертву и агрессоров, нужно обозначать травлю как общую проблему, общую болезнь. «Есть болезни, которые поражают целые коллективы. Человек, который не моет руки, может заболеть. Класс, который не следит за чистотой взаимоотношений, тоже заболевает. И называется эта болезнь насилием! Это ужасная болезнь, вылечить её можно только сообща, всем вместе». Такие объяснения снижают градус напряжения в группе, снимают противостояние «жертва — агрессор — наблюдатели». Взрослый даёт понять, что все находятся в одной лодке, в стороне не останется никто. 

Вот несколько практических приёмов, которые помогут взрослым достучаться до детских сердец:

  1. Вместе посмотрите фильмы про детское насилие. С теми, кто постарше, «Повелитель мух», с теми, кто помладше, «Чучело». Устройте обсуждение и пусть дети сами отвечают на вопросы: кто виноват? Зачем герои так поступили? К чему это привело? Что чувствовала жертва?
  2. Посмотрите с детьми мультфильм «Гадкий утёнок». Их возраст значения не имеет. Обратите их внимание на эпизод травли утёнка. «Обычно мы с вами думаем о главном герое, жалеем его и негодуем, как с ним поступили. Но что будет с утёнком дальше? У него всё сложится прекрасно, и не о нём сегодня речь. Давайте поговорим о тех утках и курах, которые его щипали, клевали и гнали. Что станется с ними? Они так и останутся злыми, не способными ни сочувствовать, ни летать. Ситуация в нашем классе очень похожа на эту, и нужно каждому из нас определиться, кто он в этой истории. Каков ваш выбор? Давайте обсудим». Этот практический приём поможет и детям, и взрослым осознать суть и последствия травли.
  3. Сформулируйте и сформируйте новые правила жизни в группе. Запишите их на ватман и закрепите его на видном месте. Здорово, если каждый ребёнок поставит там подпись. Этот приём называется «заключение контракта», и он очень эффективно работает. При нарушении какого-либо правила можно подвести нарушителя к плакату и указать на его подпись. Правила могут быть следующие:
  • У нас никто не выясняет отношения дракой!
  • У нас никто не оскорбляет друг друга!
  • У нас не наблюдают спокойно за дракой. Дерущихся разнимают!
  • У нас запрещено нецензурно выражаться!
  • Мы не угрожаем, не берём и не портим чужие вещи!
  • Мы не прикасаемся друг к другу без согласия!

     4. Не бросайте детей, когда покажется, что всё улеглось. Они по-прежнему будут нуждаться в заинтересованном взрослом, которому есть дело до их проблем и надежд.

Друзья, проблема травли существует! Говорить и что-то с этим делать актуально как никогда. Нашим детям не справиться без нас. Давайте будем взрослыми по-настоящему!

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Фото: © VitalikRadko / © mikdam / © Ingram / Фотобанк Фотодженика

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про детей

Поделиться:
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...