Первый в мире автомобиль построил иезуит Фердинанд Вербист (Ferdinand Verbiest), чтобы развлечь новой игрушкой императора Китая. Тогда, в 1672 году, никто и подумать не мог, что всего через каких-то несколько столетий таких игрушек в городах будет едва ли не больше, чем людей. Технологии развивались, в XVIII веке появились самоходные повозки, которые уже могли везти на себе человека, а в конце XIX века началось их промышленное производство. Поскольку алкоголь появился еще раньше, рано или поздно вопрос совмещения алкоголя и руля должен был так или иначе встать ребром. Впервые это произошло в 1897 году.
Первый штраф
В британских архивах сохранилась газета The Morning Post от 11 сентября 1897 года, где была опубликована заметка о первом штрафе за вождение в пьяном виде.
Читайте также:
Без вредных привычек
25-летний Джордж Смит, работавший кучером, имел лицензию на вождение четырехколесного электромобиля. Полицейский констебль Расселл, будучи при исполнении, увидел, как мужчина на своем автомобиле ехал зигзагами по улице, а затем переехал тротуар и врезался в дом, повредив водосточную трубу и подоконник. Констебль задержал Джорджа Смита и обнаружил, что тот совершенно пьян. Сам кучер позже признался, что выпил две или три кружки пива, и заявил, что его впервые штрафуют за вождение в таком виде.
На самом деле это был первый в истории штраф автомобилисту за пьяное вождение и составил он 20 шиллингов. Скорость автомобиля была близка к максимальной и составляла около 12 километров в час. Полицейские, разумеется, действовали легально – в 1872 году в Великобритании был принят закон, согласно которому штрафовать следовало любых нетрезвых водителей, в том числе конных всадников и кэбменов.
Первый алкотестер
Прообраз нынешних алкотестеров появился в 1931 году. Drunkometer изобрел Ролла Нейл Харгер (Rolla N. Harger), профессор биохимии и токсикологии из Университета Индианы. До него работу в этом направлении вел швед Эрик Видмарк (Erik Matteo Prochet Widmark), который создал собственную методику определения количества алкоголя в крови. Формулами Видмарка пользуются в настоящее время судмедэксперты.
Однако первый алкотестер был все же разработан в США – больше всего он напоминал обычный воздушный шар, в который дышали водители. Измерить точную концентрацию алкоголя в организме человека он пока не мог, но технологии шли вперед, и в 1960-х годах появились алкотестеры, которым это было под силу.
В 1966 году в Великобритании был подготовлен законопроект, который устанавливал, какое количество алкоголя может быть в крови и моче водителя. 8 октября 1967 года он был одобрен. Был установлен следующий лимит: 80 мг алкоголя на 100 мл крови или 107 мг алкоголя на 100 мл мочи. Если концентрация алкоголя превышала допустимые пределы, водителю предъявляли обвинение в правонарушении. Если сидевший за рулем человек отказывался от освидетельствования, по умолчанию считалось, что он нетрезв.
Население страны выступило резко против, люди считали, что новые законы ограничивают их свободу, но статистика подтвердила необходимость принятия новых нормативных актов. Количество жертв автомобильных аварий резко упало сразу после 8 октября и в дальнейшем продолжало снижаться.
Ситуация в России сейчас
Пьянство за рулем – крайне распространенная и актуальная проблема. По данным Генеральной прокуратуры, за 2015 и 2016 годы около 150 тысяч человек понесли уголовное наказание либо за повторную езду в пьяном виде, либо за отказ от освидетельствования. В основном люди отделываются штрафами или обязательными работами, о реальных сроках речь идет редко – возможно, поэтому ситуация не слишком меняется.
Чаще всего в пьяном виде водят мужчины зрелого возраста – около 30-49 лет. Полиции они сообщают, что нигде не работают, и подавляющее число нарушителей – рецидивисты, то есть те, кто ранее к ответственности уже привлекался.
Фото istockphoto.com