Залезть в голову: инновации в нейронауках

• 23.06.2016

Хотели бы вы уметь читать мысли? Не правда ли, это открывает много возможностей? А если бы кто-то залез в голову к вам? Видел ваш сон вместе с вами? Мог изменить вашу память? Уже сомневаетесь? Вполне обоснованно: скелеты, пожалуй, лучше держать в шкафу.

Может показаться, что вопросы относятся к жанру научной фантастики, однако это не так. Возможно, эти проблемы встанут на повестку дня всего мирового сообщества уже в ближайшие годы. Дело в том, что сразу несколько групп ученых, а также стартапов работают над технологиями, не только анализирующими, что у нас на уме, но и изменяющими это «по требованию».

Ложь под контролем

Группа ученых из Университета Торонто под руководством доктора Канга Ли покусилась на основу всей современной цивилизации ― ложь. В течение последних двадцати лет команда изучала, что происходит с людьми, когда они врут.

Специалисты выяснили, что обучение лжи начинается приблизительно с двух лет и является необходимым для полноценного развития индивида, а также что врут абсолютно все. А вот точно определить ложь «невооруженным глазом» можно лишь в редких, скорее исключительных случаях (если, конечно, концы ее в виде вещдоков не торчат из-за угла).

«Насмотревшись» на самых разных лжецов и проведя несколько тысяч экспериментов, ученые смогли разработать систему, которая сможет распознавать ложь. Совершенно неважно, насколько преуспел лгущий в своем мастерстве, физиология выдаст его с потрохами: когда человек говорит неправду, он испытывает эмоции, в результате чего кровеносные сосуды лица меняют свое наполнение ― кровь приливает к одним частям лица, а от других отливает. На глаз это совсем незаметно, однако современные (специально созданные под проект) технологии ― в частности, сенсоры и ПО для фото- и видеокамер ― способны запечатлевать столь скромные изменения.

Технология получила название Transdermal Optical Imaging. С ее помощью видеокамеры «заглядывают» человеку под кожу, следят за кровенаполнением сосудов и на основе существующих алгоритмов «определяют» подавленные эмоции с точностью 85 %. На данный момент система находится в разработке, на рынок пока что не вышла, однако уже сейчас помогает ученым проводить научные изыскания.

В перспективе подобная технология могла бы использоваться в криминалистике (в качестве замены полиграфу), в судебной практике (например, для выявления лжецов со стороны истцов по гражданским, а не уголовным делам).

По заявлению ученых, после небольшой доработки технология может пригодиться и в медицине, поскольку, считывая уровень наполненности сосудов кровью, можно определить, не только врет ли человек, но и испытывает ли он боль, стресс или усталость, а также страдает ли от повышенного давления или нарушений сердечного ритма.

Телепатия на подходе

Нейро наука

Ученые достаточно давно выяснили, что разные участки мозга (и даже отдельные клетки внутри нервной ткани) реагируют на разные «раздражители». Например, есть клетки, которые «активизируются», когда человек смотрит какой-то конкретный мультфильм, и есть клетки, которые «оживают», когда звучит та или иная музыка.

Это стало понятно после серии экспериментов ― когда пациентам записывали ЭЭГ или следили за активностью их мозга с помощью фМРТ, определяя активность отдельных клеток и клеточных структур. Тестируемым показывали те или иные видео и картинки и записывали «реакцию» мозга, которая всегда была одинаковой при демонстрации одного и того же контента. Ситуация работает и в обратную сторону: при механическом раздражении клеток, замеченных ранее в реагировании на Микки Мауса, пациент сообщал, что в его памяти всплыл Микки Маус.

Таким образом, появилась идея, что можно прочитать фактически любую мысль и использовать ее в том числе для бесконтактного управления гаджетами. Подобная технология может применяться и для работы со снами. Профессор Юки Камитани из Японии стал первым, кто использовал ее для таких целей.

Медицинские новостиЧитайте также:
Мозг. Нейронные связи

Затем аналогичный эксперимент повторили в стартапе С-Lab из США. Пациенту, проходящему реабилитацию после операции на головном мозге (при этом черепную коробку оставляют открытой на пару недель), рассказывали историю, затем пациент ложился спать, и наутро его просили пересказать ту историю. После серии экспериментов было выявлено, что при пересказе использовались те же самые нейроны, что и при первичном прослушивании. Более того, записи, сделанные во время сна, показали, что ночью мозг человека «проигрывает» то, что было «записано» днем. Таким образом, ученые смогли «декодировать» сон человека ― используя данные об активизировавшихся нейронах.

Точность распознавания не 100%-ная: нельзя сказать, что увиденные во сне люди были одеты так же, как персонажи истории, или делали все строго «по сюжету» ― однако она в разы выше, чем точность, которой удалось бы достичь при «закрытом» мозге. В последнем случае, когда считывающее устройство пытается записать электрическую активность мозга через черепную коробку, совсем нельзя распознать Микки Мауса, максимум можно понять, что человек, вероятно, видит во сне какое-то существо, не человека.

В дальнейшем возможности технологии будут сильно расширены. И как только удастся добиться чуть большей точности, можно будет не только интерпретировать сны, но и записывать их на носители, чтобы человек мог пересмотреть их, уже бодрствуя. Кроме того, можно будет программировать сны и даже синхронизировать сны разных людей. Как? С помощью, например, продвинутых носимых устройств ― обручей, шлемов, наушников, шапочек.

В медицине, по мнению ученых, работа со снами может помочь в лечении разных душевных расстройств ― например, избавит от ночных кошмаров.

Воспоминания на замену

Нейро наука: воспоминания на заметку

Науке давно известно: то, что что мы помним, ― вовсе не обязательно то, что было на самом деле. Память ― хитрая штука, мы сами ее периодически переписываем, подсовывая в архив реальных воспоминаний запоздалые эмоции, новые интерпретации, а также стирая неприятные глазу куски. Возможно, скоро наша память изменится еще больше. И «виновата» в этом будет наука.

Уже сейчас наука умеет стирать неприятные воспоминания. Для этого используются лекарства. К примеру, ученые из The Scripps Research Institute смогли найти протеин актин, который выборочно стирал память об употреблении наркотиков у испытуемых наркоманов. Другие вещества, в свою очередь, могут стирать другие воспоминания.

Так, еще в 90-х годах прошлого века серия экспериментов на мышах показала, что мышки, предварительно обученные избегать опасную зону внутри свой клетки, после введения специального вещества, ингибирующего энзим PKMzeta, начисто забывали, где им лучше не появляться. Пока данное вещество находится на стадии тестирования и доработки, ученые пытаются взять новую высоту: научиться внедрять подопытным организмам фальшивые воспоминания.

Серия таких тестов уже проводилась. Также на мышах. Ученые из French National Center for Scientific Research, к примеру, раздражали зону удовольствия в мозге у спящих мышей в то же время, когда животные видели во сне определенную локацию в лаборатории (это определялось путем считывания показателей активности мозга). Проснувшись, зверьки старались проводить больше времени именно в той локации ― как будто бы там с ними случилось что-то хорошее, хотя на самом деле это место было совершенно обычным.

Подобная технология, предположительно, сможет использоваться для лечения посттравматического стрессового расстройства и зависимостей: человеку вполне можно внушить, что булочки никогда не были вкусными, а из подворотни на них никогда не выскакивал грязный маньяк.

Анна Кирикова