Безопасный способ остановить рост раковой опухоли
Этот выпуск новостей полностью посвящен ученым из Австралии и их удивительным историям. Первая история — о том, как австралийцы заставили раковые клетки «заснуть».
Раковые клетки остановить очень сложно, это поистине неутомимый враг. Они известны свои бурным неудержимым ростом, рак буквально «пожирает» тело. С распространением рака можно бороться химиотерапией, но, во-первых, она не всегда помогает, а во-вторых, сама по себе опасна для организма.
Возникновение опухоли — это, по сути, процесс накопления мутаций, т. е. ошибок, в геноме клеток. Как правило, это мутации генов, связанные либо с пролиферацией (делением клеток), либо с апоптозом (программируемой гибелью клеток). Так, клетка с поврежденной ДНК должна умереть апоптозом. Но если произошли мутации, которые привели к тому, что клетки не так легко уходят в апоптоз, то у них повышается шанс превратиться в опухолевые.
Еще в 2012 году исследователи обнаружили, что удаление KAT6A — гена, контролирующего клеточную пролиферацию, — помогло мышам с фатальной лимфомой жить в 4 раза дольше, чем мышам, у которых ген не удаляли. Команда исследователей вдохновилась и сфокусировалась на этом гене и связанном с ним KAT6B.
Однако удалять гены — не так просто, как удалять зубы, поэтому ученые стали думать, как обойтись без удаления. Может быть, просто блокировать действие генов? Скрининг выявил около 250 000 молекул, которые могут ингибировать нужные гены, но исследователи отобрали лишь два самых перспективных кандидата — WM-8014 и WM-1119.
Тесты на животных показали, что эти молекулы способны индуцировать старение в раковых клетках, не вызывая повреждения ДНК и не влияя на здоровые клетки. WM-8014 был вполне успешно испытан на данио-рерио с раком печени, а WM-1119 остановил прогрессирование лимфомы у мышей.
Соединения очень сильно влияли на опухолевые клетки, не причиняя, на первый взгляд, никакого вреда здоровым клеткам. Впрочем, специалисты еще не изучили, что происходит впоследствии со «спящими» клетками — предполагается, что иммунная система в конечном итоге распознает их и «выбросит» из организма.
Ученые считают, что найденные соединения будут эффективны при лечении таких видов рака, где пролиферация раковых клеток зависит от генов KAT6A и KAT6B. Например, при лейкемии рак вызывает чрезмерную пролиферацию лейкоцитов, разбавляя кислородно-переносимые эритроциты. И в конце концов кровь пациента практически не переносит кислород. С помощью нового метода ученые надеются остановить этот процесс.
Яд паука против неизлечимого синдрома Драве
Кроме веществ, усыпляющих раковые клетки, австралийцы нашли еще кое-что. А именно природный белок для лечения редкой формы эпилепсии. Нашли этот белок не где-нибудь, а в паучьем яде. Для Австралии с ее разнообразием сильноядовитых пауков — место поиска вполне банальное.
Хотя попытки использовать яд пауков периодически предпринимают ученые по всему миру, до сих пор особых успехов не наблюдается. Куда чаще в производстве лекарств применяют яд рептилий, влияющий на сердечно-сосудистую систему. Паучий же яд нацелен на нервную систему, так что логично было попытаться использовать его в терапии заболевания, связанного с нарушением работы нервной системы — синдрома Драве.
Синдром Драве представляет собой тяжелую форму эпилепсии, обычно симптомы проявляются в течение первых 12 месяцев жизни. Около 80 % случаев синдрома вызваны мутацией в гене SCN1A. Когда этот ген не работает должным образом, натриевые каналы, регулирующие деятельность мозга, функционируют неправильно, в результате состояние больного меняется от заторможенности до судорог. Синдром плохо поддается терапии, к сожалению, дети, которые им страдают, часто умирают, не достигнув совершеннолетия.
За работу над лекарством от синдроме Драве взялась лаборатория ядов из Квинсленда, где, по словам очевидцев, содержится «самая обширная коллекция ядов в мире». Белок Hm1a, обнаруженный в яде пауков, тестировали на мышах с синдромом Драве.
Выяснилось, что данный пептид нацеливается точно на пораженные ионные каналы, восстанавливая функцию нервных клеток и устраняя приступы. Миллионы лет эволюции усовершенствовали яд паука, специально «заточив» его для определенных ионных каналов, не вызывая побочных эффектов на другие, и препараты, полученные из ядов паука, сохраняют эту точность. Ученые полагают, что смогут наконец-то получить препарат для лечения синдрома Драве.
Больничная бактерия приспособилась к спирту
А еще австралийские ученые сообщили, что некоторые бактерии, которых постоянно травят спиртом, уже вошли во вкус, пьют алкоголь стопками и хмельным голосом требуют закуски. На самом деле насчет закуски достоверно неизвестно, но факт в том, что дезинфицирующие средства для рук на спиртовой основе некоторым микробам уже нипочем.
Читайте также:
Микромир внутри и вокруг нас
Например, бактерия Enterococcus faecium, несмотря на повсеместное использование препаратов дезинфекции в больницах, благополучно размножается и заражает всё больше людей. Исследование показало, что за последние 20 лет штаммы E. faecium стали лучше противостоять дезинфицирующим средствам на основе спирта. Ученые выяснили, что к спирту бактерия приспособилась в результате нескольких генетических мутаций.
Тем не менее из-за одной бактерии-пьяницы специалисты пока не рекомендуют отказываться от спиртовых дезинфектантов. Например, эти средства пока еще отлично уничтожают злобный Staphylococcus aureus (золотистый стафилококк). А для борьбы с более устойчивыми патогенами, возможно, кроме спирта понадобится еще и старая добрая хлорка.
Фото depositphotos.com