Что такое болезнь бабочки: от поэзии к правде жизни

  • 13.10.2025
  • 88
  • Время чтения: 9 минут
Читать статью Что такое болезнь бабочки: от поэзии к правде жизни

Раздел: Про здоровье

За таким нежным и лёгким названием скрывается болезнь, которая приносит пациентам тяжёлые страдания, и нередко врачи не в силах их облегчить. Что такое буллёзный эпидермолиз и как с ним жить?

Трагическая хрупкость

Крылья бабочки покрыты тончайшими чешуйками из хитина, под которыми находится полупрозрачная мембрана в десять раз тоньше человеческого волоса. Под ней уже мелкие жилки, вены. Даже лёгкое прикосновение к крыльям пальцем может смахнуть чешуйки и нарушить рисунок и терморегуляцию. Возьмите бабочку за крыло, и она может никогда больше не взлететь.

Кожа пациентов с буллёзным эпидермолизом так же хрупка, как крылья бабочки. А когда самый большой орган человеческого тела площадью полтора-два метра, призванный защищать организм от агрессивной для него окружающей среды, становится настолько уязвимым, человек сталкивается с огромным вызовом. 


​Буллёзный эпидермолиз — орфанное заболевание. По статистике, в России им страдают 3,9 человека на миллион населения. Всего же в мире болезнью бабочки поражены полмиллиона человек [1]. 

Основной признак — появление наполненных жидкостью и легко разрывающихся пузырей даже при незначительной механической травме, в том числе при трении. После вскрытия пузырей возникают эрозии, которые тяжело заживают, часто с образованием рубцов.

Тяжесть заболевания может варьироваться. Иногда болезнь бабочки приводит к инвалидности, а порой наблюдаются лишь лёгкие симптомы на ограниченных участках кожи [2].

Из-за чего возникает болезнь бабочки: поломки организма

Чаще всего болезнь бабочки врождённая. Причина — мутации генов, кодирующих структурные белки кожи, которые обеспечивают связь между эпидермисом (верхним её слоем) и дермой (глубоким). На сегодня в 20 генах обнаружено 100 мутаций, которые могут быть связаны с разными типами буллёзного эпидермолиза [1].

Различают несколько типов буллёзного эпидермолиза. Самая распространённый — простой буллёзный эпидермолиз, при котором поражается только наружный слой кожи, эпидермис. Болезнь протекает легче, чем другие формы. При дистрофическом буллёзном эпидермолизе уже поражается дерма, а при так называемой рецессивной дистрофической форме могут поражаться внутренние органы, что приводит к тяжёлой инвалидности или даже смерти [2].

Есть и менее тяжёлые формы, например, синдром Киндлера. Он встречается очень редко. При этой форме характерна повышенная чувствительность к солнцу. На коже могут появляться тёмные пятна, она выглядит сухой и тонкой [1]. 

И наконец, существует приобретённый буллёзный эпидермолиз, который «стартует» после 30–40 лет. Считается, что причина его появления не простая мутация, а аутоиммунный процесс, когда сам организм начинает атаковать собственные клетки [1].

Чем опасен буллёзный эпидермолиз?

Болезнь может иметь серьёзные, порой смертельно опасные осложнения. В первую очередь это инфекция, ведь пузыри легко разрываются. Особенно подвержены инфицированию младенцы, имеющие несовершенный иммунный ответ и тяжёлую форму заболевания [1, 2]). 

Не следует забывать, что волдыри могут образовываться и на слизистых оболочках. К примеру, пузыри во рту нарушают питание, в анальной области способствуют развитию запора, в горле могут вызывать затруднение дыхания, особенно у маленьких детей. 


Иногда при тяжёлом буллёзном эпидермолизе появляются контрактуры — стойкое ограничение подвижности сустава или целой группы суставов в результате укорочения мышц, фасций, сухожилий и кожи. В результате конечность или сустав находятся в неестественном фиксированном положении, и их невозможно полностью согнуть или разогнуть [1]. У некоторых пациентов с буллёзным эпидермолизом повышается риск развития плоскоклеточного рака кожи в подростковом или взрослом возрасте [1].

Когда пациенту ставят диагноз «болезнь бабочки», сколько живут при ней — один из первых возникающих вопросов. Прогноз при буллёзном эпидермолизе зависит от типа заболевания и мутаций: при лёгких формах он чаще всего благоприятный, и продолжительность жизни не изменяется. А вот при рецессивной форме дистрофического буллёзного эпидермолиза или юнкциональном типе заболевания регистрируют высокую смертность и повышение риска рака кожи. Поэтому важно вовремя и диагностировать, и начать лечение. Но и с первым, и со вторым всё обстоит непросто.

Нюансы диагностики: один на миллион

Болезнь бабочки часто диагностируют несвоевременно. Так, по данным Испанского национального реестра редких заболеваний, 56,4 % пациентов диагноз устанавливали позже чем через год после появления симптомов. Среднее же время до установки диагноза — 6,18 года [3].


​Причина прежде всего в низкой настороженности врачей: ну кто из педиатров или дерматологов ожидает увидеть на своём участке пациента с заболеванием, которое встречается у нескольких человек на миллион? При этом установить диагноз тоже задача не из простых. Для этого врач должен [1, 2]:

  • проанализировать данные анамнеза, например, начало высыпаний с рождения или в первые месяцы/годы жизни, связь между появлением высыпаний и травмированием кожи, возможно, наличие похожей проблемы у родственника;

  • оценить сами высыпания;

  • провести биопсию кожи — исследовать небольшой её участок в лаборатории, чтобы подтвердить диагноз и сразу же установить тип буллёзного эпидермолиза;

  • провести генетический анализ, для этого исследуют небольшой образец крови, а затем проводят специальные генетические тесты для выявления мутации. Это даёт информацию о тяжести заболевания и возможных симптомах, которые ещё возникнут.

Сегодня и завтра людей-бабочек

К сожалению, возможности лечения буллёзного эпидермолиза пока ограничены симптоматической терапией. В основе лечения сегодня [1, 2]:

  • уход за кожей, позволяющий минимизировать вероятность её повреждения;

  • контроль симптомов и обеспечение оптимальных условий для заживления имеющихся поражений, к примеру, с помощью обезболивающих, противозудных препаратов, использования повязок, применения антибиотиков, местных препаратов для лечения ран;

  • предупреждение и лечение возможных осложнений.

Впрочем, надежда у людей-бабочек тоже есть, ведь фармакология активно развивается. Взоры пациентов и врачей в первую очередь направлены в сторону генной терапии.


В апреле 2025 года Американское агентство по контролю над Американским управлением по контролю за продуктами и лекарственными препаратми (FDA) одобрило аутологичную клеточную терапию для дистрофического буллёзного эпидермолиза [4]. Он связан с мутацией гена COL7A1 и блокадой выработки важнейшего типа коллагена, отвечающего за крепление верхних и нижних слоёв кожи. На хронические раны пересаживают однослойные пласты клеток, выращенные in vitro (в пробирке) из клеток кожи пациента, генетически скорректированных для выработки коллагена. 

В мае 2023 года в США и в апреле 2025 года в ЕС была одобрена и первая топическая генная терапия для дистрофического буллёзного эпидермолиза. Она основана на использовании генетически модифицированного вируса простого герпеса I типа в качестве переносчика (вектора — помните векторные вакцины против коронавируса?). Вектор доставляет ген COL7A1, который отвечает за синтез коллагена VII — ключевого для прочности и целостности кожи белка, что приводит к заживлению до 65 % обрабатываемых раневых поверхностей через 24 недели [5].

На данный момент проходят испытания комбинированного клеточно-генного трансплантата LAMB3‑корректированных эпидермальных клеток Hologene-5 для юнкционального буллёзного эпидермолиза, при котором мутируют гены LAMB3 [6].

Есть и новые разработки местных препаратов. В 2022–2023 годах был одобрен препарат Oleogel-S10, гель из берёзового экстракта, для лечения ран при дистрофическом и юнкциональном буллёзном эпидермолизе. 

Проводятся исследования донорских мезенхимальных стволовых клеток, по данным исследований фазы I/II они уже показали ускорение заживления ран на 76 % и снижение частоты появления новых ран на 79 % [7].

Завершая наш фармэкскурс, стоит подчеркнуть: современные разработки отражают переход от симптоматической терапии к коррекции на уровне генома и клеточных трансплантатов. На основании первоначальных данных ряда исследований некоторые учёные делают выводы о возможности полного восстановления кожи у пациентов с буллёзным эпидермолизом, и осмелимся предположить, что в не таком уж далёком будущем действительно появятся патогенетические методы лечения этого заболевания, превращающие пациентов-бабочек в людей со здоровой кожей.

Источники:

  1. Врожденный буллёзный эпидермолиз : Клин. рек. — 2020.

  2. Epidermolysis Bullosa. — URL: https://emedicine.medscape.com/article/1062939-overview (дата обращения: 14.07.2025).

  3. Benito-Lozano J. et al. Diagnostic delay in rare diseases : data from the Spanish rare diseases patient registry // Orphanet Journal of Rare Diseases. 2022; 17 (1): 418.

  4. URL: https://www.reuters.com/business/healthcare-pharmaceuticals/us-fda-approves-abeonas-skin-disorder-therapy-2025-04-29/ (дата обращения: 14.07.2025).

  5. Tang J. Y. et al. Prademagene zamikeracel for recessive dystrophic epidermolysis bullosa wounds (VIITAL) : A two-centre, randomised, open-label, intrapatient-controlled phase 3 trial // The Lancet. 2025.

  6. de Rosa L. et al. Hologene 5 : A phase II/III clinical trial of combined cell and gene therapy of junctional epidermolysis bullosa // Frontiers in Genetics. 2021; 12: 705019.

  7. Zorina A. et al. Current Status of Biomedical Products for Gene and Cell Therapy of Recessive Dystrophic Epidermolysis Bullosa // International Journal of Molecular Sciences. 2024; 25 (19): 10270.

Автор: Мария Тропинина, провизор, медицинский журналист, автор статей о медицине и фармацевтике, умеет легко и просто рассказывать о сложном мире лекарств

Фото: EyeEm Mobile GmbH, imaginima, miriam-doerr, anamejia18, Volha Rahalskaya / Фотобанк istockphoto
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про здоровье

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Болезнь Бехтерева: лечение найдено?
Болезнь Бехтерева: лечение найдено?

Рассказываем о заболевании, до сих пор считавшемся неизлечимым, и новом препарате, который может это изменить.

Читать статью Полиомиелит: лечения нет, жизнь спасёт только вакцинация
Полиомиелит: лечения нет, жизнь спасёт только вакцинация

Врач рассказывает о причинах заболевания и мерах профилактики, которые необходимо соблюдать.

Читать статью Доктор, у меня болит всё, или Фибромиалгия во всей красе
Доктор, у меня болит всё, или Фибромиалгия во всей красе

Рассказываем о заболевании, которое непросто диагностировать и лечить, но улучшение при котором может наступить само по себе

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...