30 апреля исполняется 161 год со дня рождения Эйгена Блейлера — человека, который одним из первых задумался о проблеме выделения шизофрении из множества подобных расстройств. Итогом стали достаточно четкие критерии диагностики и новый термин, отражающий их. Как определял шизофрению Блейлер и насколько диагностика продвинулась сегодня?
Четыре «А» болезни Блейлера
Даже сегодня можно услышать от психиатров термин «morbus Bleuleri» (болезнь Блейлера). Это знак признания заслуг швейцарского психиатра, сделавшего первый шаг к осознанной диагностике шизофрении.
Читайте также:
Диагноз — шизофрения
В 1900 году Эмиль Крепелин сумел доказать, что всё разнообразие симптомов, многочисленные варианты начала и течения скрывают все-таки одну болезнь, которую он назвал ранним слабоумием. Но тут возникла следующая сложность. Врачи задались вопросом: что же общего во всем этом калейдоскопе проявлений? Что их объединяет — и что отличает от схожих симптомов другого происхождения?
Как отличить, например, шизофренический психоз от обычного алкогольного? Нет, «по анамнезу», т. е. по факту употребления алкоголя, не получится: обильные возлияния вполне могут стать триггером для запуска и настоящей шизофрении.
И тогда именно Блейлер, наблюдая за пациентами своей клиники, нашел общие черты даже в самых отличных друг от друга случаях. К 1908 году он сформулировал диагностические критерии шизофрении следующим образом:
- изменение Ассоциаций: ассоциативный ряд у больных теряет внутреннюю связность, логику, в результате чего происходит подмена понятий и идеи больного становятся абсурдными;
- изменение Аффекта (т. е. эмоциональной сферы) — в сторону обеднения и ослабления эмоций, особенно направленных на со-переживание;
- Амбивалентность (двойственность): больным свойственно одновременное переживание двух несовместимых и противоположных друг другу чувств, устремлений, идей;
- Аутизм: утрата контакта с реальностью, которая может быть выражена постоянно или время от времени.
Из критериев возникло и название: от греческого schizo — расщепление. Таким образом Блейлер отразил в имени болезни ее суть и основные симптомы: амбивалентность и распад ассоциаций.
Концепция «четырех А» оказалась настолько удачной, что ее используют для выявления шизофрении и в наши дни. Но современные ученые не остановились на этом и разрабатывают более точные способы. Несмотря на то что пока методики на основе МРТ и ЭЭГ являются уточняющими, у них большой потенциал.
МРТ: диагностика и подбор лечения
Для томографического обследования психических больных используется специальный вариант МРТ — диффузионный, который позволяет измерить распределение молекул воды в тканях головного мозга и построить трехмерную модель нервных путей.
Головной мозг в общем составлен из серого и белого вещества, причем белое вещество — это преимущественно ассоциативные пути, «провода» для передачи информации. Они соединяют между собой как оба полушария, так и разные отделы мозга в пределах одного полушария.
При шизофрении диффузионная МРТ выявляет разреженность этих важных участков, нарушения в целостности белого вещества, причем есть определенная связь между тяжестью симптомов и числом пострадавших структур. В каком-то смысле это материалистическое подтверждение первой «А» Блейлера: как тут не нарушиться ассоциациям, когда с передачей информации проблемы.
Есть еще один очень интересный момент. Врачи заметили, что существует связь между тем, какие изменения и в каких отделах мозга показывает МРТ, и тем, как больной реагирует на терапию. По МРТ-снимку можно с высокой вероятностью предположить, какое именно лекарство даст наилучший результат у конкретного пациента.
ЭЭГ: прогноз для родственников
Электроэнцефалография — это методика обследования, изучающая электрическую активность мозга (т. е. не строение его, а фактически «работу», жизнедеятельность). Ее применение в медицине очень широко — от диагностики разных, в том числе латентных, форм эпилепсии до различий истинных расстройств зрения или слуха от истерических.
Ряд исследований выявил у больных шизофренией отличия колебаний электрической активности, возникающих в ответ на типичные раздражители, от таких же колебаний здоровых людей. В частности, у них снижена способность генерировать «верный» колебательный ответ на вербальную слуховую информацию. Интересно, что такое снижение выявляется и у близких родственников пациентов (родители, дети, родные братья и сестры). Оно связано с риском развития аналогичных расстройств.
***
Сегодня ни один из высокотехнологичных методов нельзя назвать «золотым стандартом диагностики». Они могут оказать серьезную помощь в сомнительных случаях и сулят психиатрам возможность в будущем направить пациента на ряд анализов и получить почти полную картину его болезни. Однако пока, как и во времена Блейлера, основным методом обследования в психиатрии являются беседа и осмотр.
Фото istockphoto.com