Люди на грани нервного срыва

  • 18.12.2018
  • 179
  • Время чтения: 6 минут

Раздел: Про здоровье

История о том, как старшая по подъезду одной московской многоэтажки собирала подписи соседей за выселение онкобольных детей, вызвала небывалый общественный резонанс. 

Началось всё с того, что женщина написала петицию и потребовала запретить сдавать квартиру в её подъезде благотворительному фонду. 

Фонд снимает жильё для семей с детьми, которые приехали в столицу из других регионов лечиться от рака. Между курсами терапии им нужно где-то жить. Старшая по подъезду боялась заразиться “вирусом рака” через мусоропровод, канализацию или во время поездки в одном лифте. Её сначала поддержали 45 квартир из 64. А потом женщину дружно обсудили и осудили СМИ, пользователи соцсетей, даже Генпрокуратура усмотрела в её действиях признаки дискриминации онкобольных детей.

Рак не заразен: об этом, казалось, давно известно всем. Однако защитников у жителей подъезда, подписавших петицию, оказалось много. 

В соцсетях, в комментариях к каждой новости об этом случае люди доказывали оппонентам, что нежелание жить рядом с больными детьми, видеть их каждый день – совершенно естественно и понятно. Потому что это – то же самое, что поселиться в квартире с видом на кладбище. А жилой дом – не лазарет. Почему взрослые люди отстаивают непопулярную точку зрения, не боясь, что их обвинят в черствости или безграмотности?

Евгения Дашкова, психолог, считает, что в первую очередь виноват общий высокий уровень стресса: “В целом, у нас сейчас люди очень тяжело живут. Это усиливает все защитные реакции: чем сильнее и дольше стресс, тем больше опасности мы видим в чём угодно. У нас многие сейчас живут на грани срыва, когда человек становится очень чувствительным к любым угрозам. Он ощущает её везде. 

Человек на грани срыва будет видеть не бедного ребёнка, которому можно помочь. Он будет видеть только угрозу, которая его сейчас добьёт.

Нашим поведением управляют эмоции. Когда они очень сильны, логические аргументы не действуют. Все вот эти: “Почитайте статьи про рак”, — это про разум, это про кору головного мозга. Но когда эмоции задействованы так глубоко, они кору головного мозга просто отключают и все рациональные аргументы не работают.

Почему настолько сильно поднялись вот эти эмоции: Страх, гнев, отвращение?

Нашим поведением управляют три основные физиологические системы, которые решают, какая эмоция сейчас зажжётся и куда она нас понесёт.

Первая система - защита от угроз. И она у млекопитающих основная, самая важная. Потому что первое, и самое главное для нас - выжить. Для любого животного главное - выжить. И, как только появляется какая-то опасность, человек прекращает делать всё остальное. Как любое животное. Вот оно беззаботно скачет по поляне, но как только увидело хищника, всё, оно перестаёт ухаживать за детёнышами, размножаться, искать еду. Оно хватает, что успеет, и убегает. Или дерётся. “Убегай или дерись” — это врождённая реакция биологическая.

Вторая система – это система достижения чего-нибудь. Когда живое существо находится в безопасности, вот тогда оно может стремиться, достигать еды, секса, статуса, одобрения в соцсетях , всех этих вещей.

И третья система — это система успокоения, безопасности. 

Каждая из них управляется разными гормонами.

Потому, находясь в системе угрозы, человек так ведёт себя: ему всё равно, что про него думают, одобряют ли его. У него сработала реакция “бей, беги, замри”. 

У него гормоны. Этот же человек через неделю, когда всё стихнет и успокоится, может начать думать совершенно по-другому.

Почему так легко включилась система угрозы?

Рак - единственное массовое заболевание на сегодняшний день, которое мы не смогли побороть. Даже ВИЧ уже не так опасен. Ещё в 40-е годы прошлого века основной причиной смерти были инфекционные болезни, но человечество изобрело антибиотики. Сейчас на первом месте по смертности сердечно-сосудистые заболевания. Но в голове у нас сидит мысль, что мы можем это предотвратить: правильно питаться, бросить курить, заниматься спортом. Даже если мы прямо сейчас ничего этого не делаем практически, у нас теоретически есть такая возможность. А рак – это такое страшное заболевание, когда наше собственное тело начинает само себя атаковать, и ты ничего с этим сделать не можешь. 

Это практически единственная болезнь, которую человек не может предотвратить и наверняка вылечить. 

Мы в космос полетели, а рак не можем побороть”.

Но это, тем не менее, не означает, что пытаться объяснять, просвещать, давать ссылки на научные статьи бессмысленно. Наверное, прямо сейчас переубедить инициатора сбора подписей и её сторонников не получится - их буквально затравили со всех сторон, обозвав на всю страну и мракобесами, и идиотами, и людоедами. Не лучший способ достучаться.

Читайте также:
Ранняя диагностика рака

Благодаря этой истории огромное количество людей узнало, что в стране есть федеральные центры, где лечат детей от рака. Государство оплачивает процедуры, операции и койко-дни в больнице. 

Если заболевший ребенок не госпитализирован, но ему необходимо быть рядом с больницей – например, сдавать анализы, проходить терапию амбулаторно или несколько месяцев после пересадки костного мозга находиться под наблюдением врачей, то благотворительные фонды снимают для таких детей квартиры, одну на несколько семей - так дешевле. Потому что фонды существуют на добровольные пожертвования.

А еще - кто-то решил теперь регулярно проходить медицинские обследования, чтобы обнаружить рак, если он появится, на ранней стадии, а кто-то принял решение поставить ребенку прививку против вируса папилломы.

То есть эта история оказалась по большому счёту полезной. И не только потому, что люди стали больше знать о раке, но и потому, что сострадание – это то, что способно помочь преодолеть страх смерти и избавить от стресса.

“Конечная цель, которую я вижу, это развитие сострадания к людям, которые в нём нуждаются. Чтобы видеть в них не угрозу, а тех, кому ты можешь помочь, кому ты сочувствуешь. – считает психолог Евгения Дашкова. 

Мне кажется, очень важно ещё подробно рассказывать, как помогать, предлагать конкретные способы, инструменты. Потому что часто мы от бессилия испытываем злость.

Когда мы видим тяжело больного человека, который может умереть, это тяжелое испытание для всех. Особенно, когда это - больной ребенок. Это напоминает о смерти: твоей, твоих детей. Мы видим страдания, но не можем помочь. И тогда, если людям показывать и рассказывать, что конкретно можно сделать, например - перечислить 10 рублей или что-то ещё, понятное и доступное любому, это будет здорово влиять на объединение людей друг с другом”.

После этой истории одни стали предлагать фондам свои квартиры для тех, кто лечится в федеральных онкоцентрах. Другие просто перевели деньги на их лечение. В соцсетях запустили массовый флешмоб с хештегом #ракнезаразен. Люди рассказывают о том, как они лечились или продолжают лечиться от рака.

Сострадание - проявление не слабости, а силы. Исследования показывают, что именно сострадание снижает уровень враждебности в обществе. Человек, способный на сострадание, меньше подвержен злости, депрессии и тревоге.

Светлана Шуваева

Фото Nathan Dumlao/unsplash.com

Раздел: Про здоровье

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Очки после 40: наденьте их немедленно?
Очки после 40: наденьте их немедленно?

Разбираемся, что происходит со зрением с возрастом и у кого изменения могут начаться раньше.

Читать статью Вакцина против пневмококка: зачем это надо?
Вакцина против пневмококка: зачем это надо?

Рассказываем, что даёт прививка от пневмококка, кому её следует сделать, а кому необязательно.

Читать статью Почему некурящие болеют раком лёгких?
Почему некурящие болеют раком лёгких?

Ищем факторы риска там, где их вроде бы нет, и делимся информацией о методах, которые помогут снизить вероятность развития заболевания у тех, кто равнодушен к сигаретам.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...