Скарлатина была и остается распространенной проблемой во всех странах. Причина проста — от нее до сих пор не существует вакцины. А ведь не так давно скарлатина была крайне опасным заболеванием, с массой осложнений и даже вероятным летальным исходом (около 20 % заболевших). Вот, например, строчки классика:
«И так, мало-помалу, Круциферский был сведен на одно жалованье: оно состояло, кажется, из четырехсот рублей; у него было пять человек детей; жизнь становилась тяжелее и тяжелее. Яков Иванович не знал, как прокормиться; скарлатина указала ему выход: трое из детей умерли друг за другом, остались старшая дочь и меньшой сын» (А. И. Герцен «Кто виноват?» 1848).
Или строчки из известного стихотворения Э. Багрицкого «Смерть пионерки» (1932):
Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.
К счастью, все резко изменилось с 1950-х годов, когда для борьбы с бактериальными инфекциями стали использовать антибиотики. Смертность и осложнения от скарлатины резко сократились.
Скарлатина вызывается бета-гемолитическим стрептококком группы А (СГА). СГА также вызывает стрептококковый фарингит, ангину и другие заболевания. Фактически, от ангины и фарингита, вызванных СГА, скарлатина отличается только тем, что на вторые сутки появляется сыпь, и некоторыми другими симптомами.
Хотя скарлатина обычно протекает тяжелее, лечатся эти состояния одинаково и спектр осложнений после них (ревматизм, артрит, поражение почек) практически не отличается.
Среди осложнений скарлатины встречаются гнойные (отит, синусит, абсцесс и др.) и негнойные, в том числе ревматизм и гломерулонефрит. До сих пор в развивающихся странах регистрируются сотни тысяч новых случаев ревматизма ежегодно. Самое неприятное его проявление — формирование порока сердца.
Впрочем, здесь нас тоже выручают антибиотики. В доантибактериальную эру вероятность развития ревматизма после перенесенной скарлатины составляла около 3 %. В России в настоящее время ревматизм у детей встречается крайне редко.
Особенности лечения скарлатины
Что обидно, до сих пор в некоторых руководствах можно встретить рекомендации лечить ту же скарлатину курсом пенициллина 5–7 дней. Это неправильно. Минимальный курс антибиотиков группы пенициллина должен составлять 10 дней, при применении азитромицина — можно 7 дней (но не меньше). Дело в том, что если антибактериальный курс недостаточен, высок риск рецидива инфекции и осложнений.
Другой вопрос, что нет ничего страшного, если антибактериальная терапия начата не в первый день болезни, а чуть позже. Золотым стандартом является первоочередное подтверждение диагноза путем выявления СГА, а уже потом лечение. Подтвердить инфекцию СГА можно посевом, но значительно быстрее это можно сделать с помощью ПЦР или экспресс-теста на стрептококк, который может выполнить сам врач.
Тем не менее в нашей стране скарлатина ставится чаще всего на основе симптомов. Посев на СГА иногда берется при ангине, а вот при фарингите, который также может быть вызван СГА, не делается никогда.
Читайте также:
Жара и ангина
В то же время скарлатиноподобный синдром наблюдается и при других заболеваниях. Более того, при скарлатине сыпь появляется только на второй день болезни. Поэтому, если начать курс антибиотика уже в первый день, когда у пациента только высокая температура и тонзиллит, скарлатинозная сыпь и не появится — а соответственно мы можем и не узнать, что это была скарлатина. А значит, карантин не объявят. И дома сидеть три недели не придется.
Сколько сидеть дома?
Медицина консервативна. В России, возможно, больше, чем в других странах. И если на Западе первоочередное значение придается диагностике и лечению, у нас — традиционно — карантину и изоляции.
Вот известное постановление СП 3.1.2.3149-13 по профилактике стрептококковой инфекции группы А (2013 г.), цитата:
«2.5. Продолжительность периода, в течение которого больной стрептококковой инфекцией является источником инфекции для окружающих, зависит от способа лечения таких больных. Рациональная терапия больных скарлатиной и ангиной антибиотиками пенициллинового ряда, к которым стрептококки высокочувствительны, приводит к быстрому освобождению организма от возбудителя (в течение полутора-двух суток)».
Что совершенно верно. В зарубежных рекомендациях говорится то же самое. С акцентом на то, что раз пациент уже не заразен, он может возвращаться в коллектив (школа, садик) уже через сутки после начала приема антибиотика. Естественно, при условии нормального самочувствия и продолжения курса антибиотика до 10 дней.
Читаем далее вышеупомянутое постановление:
«6.3.2. Выписка больного скарлатиной из стационара осуществляется после клинического выздоровления, но не ранее 10 дней от начала заболевания. 6.3.3. Дети, посещающие дошкольные образовательные организации и первые 2 класса общеобразовательной организации, переболевшие скарлатиной, допускаются в эти организации через 12 дней после клинического выздоровления».
Итак, в чем прикол? Если в России ребенок заболел скарлатиной, его можно выпускать в школу или детский садик только через 12 дней после окончания курса антибиотика. На Западе — через день после начала. При этом и у нас, и там подчеркивается, что пациент не заразен уже через сутки после приема антибиотика.
Почему же западным детям можно посещать школу сразу после улучшения состояния, а нашим необходимо тухнуть три недели дома? Вопрос философский и неясный. Ни в одном методическом руководстве нет прямого ответа на этот вопрос. Ходят слухи, что якобы если долго сидеть дома, не будет осложнений. Или что для реконвалесцента скарлатины крайне опасно повторное заражение стрептококком. Но все это лишь домыслы, никаких доказательств данным утверждениям нет.
Выше я писал, что спектр осложнений для всех видов СГА инфекций примерно одинаков. Тем не менее, если мы ставим пациенту диагноз скарлатина, мы его изолируем от общества на 22 дня. (Даже если это и не скарлатина, ведь посев для регистрации диагноза не требуется.) Если же диагноз — фарингит (предположительно вызванный СГА), просто лечим антибиотиком, никакого карантина в школе не объявляется. Пациента можно выписать сразу после выздоровления, а не через 12 дней. Хотя заразность и опасность СГА фарингита и скарлатины — примерно одинакова.
С чем это связано? Не знаю. Может, с тем, что постановление морально и научно устарело? Возможно, его просто переписывали из года в год, особо не анализируя. Подозреваю, что рекомендация сидеть дома 22 дня связана с тем, что изначально этот приказ был написан в то время, когда еще антибиотиков вообще не было.
Доктор здесь сделать особо ничего не может. Он обязан выполнять приказы, пусть и противоречащие здравому смыслу. И вот уже какой-нибудь первоклассник получает дополнительные немаленькие каникулы. А его родитель вынужден сидеть на больничном, теряя в деньгах. Ребенок не учится, мама не работает, Роспотребнадзор контролирует. С другой стороны, лишний раз отдохнуть дома тоже неплохо.
Фото istockphoto.com
Товары по теме: пенициллин, амоксициллин, азитромицин