Консультация врача для большинства россиян, увы, остается сложным квестом, на прохождение которого уходят часы или даже дни. В наш суетливый век, когда каждая минута на счету, время, потраченное в очередях в регистратуру или под кабинетом врача, — слишком большая роскошь. Принятый еще в прошлом году закон о телемедицине предлагает эффективное и проверенное решение этой проблемы. Настолько эффективное, что дистанционную медицину сравнивают с революцией в здравоохранении. В чем ее преимущества и как не наступить на подводные камни высоких технологий?
Телемедицина: рождение легенды
Если для россиян телемедицина даже сегодня предстает в ареоле услуги из будущего, то для многих западных стран она уже стала обыденным явлением. Идея использования телефона для общения с врачами в медицинской литературе появилась больше ста лет назад, с тех самых пор, как Александр Белл запатентовал новое средство связи.
Однако дистанционная медицина в современном понимании этого слова родилась в 50-х годах прошлого века в США. Сегодня на родине телемедицины около 61 % учреждений здравоохранения используют высокие технологии для удаленного лечения пациентов.
В России, по прогнозам экспертов, уже через несколько лет дистанционная медицина может занять до 30 % рынка частных медицинских услуг.
По мнению Американской ассоциации телемедицины, это цифровая эволюция здравоохранения, которая предоставляет возможность каждому врачу взаимодействовать с пациентом на расстоянии, что повышает и эффективность, и доступность медицинского обслуживания.
Специалисты выделяют не менее пяти серьезных преимуществ дистанционной помощи по сравнению с очными консультациями.
На пять случаев жизни
1. Доступная помощь пожилым пациентам
Человечество стремительно стареет. По ожиданиям, с 2000 по 2050 год количество жителей планеты старше 60 лет увеличится с 605 миллионов до 2 миллиардов. Пожилые пациенты, часто испытывающие сложности с доступом к врачам, — большой сегмент потребителей, которым телездравоохранение облегчит и, хочется верить, продлит жизнь.
С помощью дистанционной медицины врач сможет эффективно назначать препараты, контролировать их прием и вовремя менять назначения при необходимости. Более того: высокотехнологичные голосовые сервисы смогут создавать (а на Западе — уже создают) виртуальных медицинских помощников, контролирующих соблюдение режима фармакотерапии, дозировок и так далее.
2. Психиатр — на дому
Телепсихиатрия успешно развивается уже сегодня. В отличие от традиционной психиатрии, дистанционное консультирование позитивно воспринимается многими пациентами и обеспечивает доступ к специализированной психиатрической помощи всем нуждающимся.

3. Альтернативное мнение
Получить второе мнение по поводу диагностики и лечения заболеваний полезно всегда. Благодаря развитию телемедицины у каждого пациента появляется простой, недорогой и доступный способ увидеть проблему глазами другого специалиста.
4. Помощь пациентам в отдаленных регионах
С помощью телемедицины высококачественную медицинскую помощь смогут получить жители отдаленных территорий, которых на просторах нашей бескрайней Родины немало. Впрочем, дистанционные консультации вовсе не отменяют необходимости осмотра и диагностических мероприятий, невозможных без «доступа к телу». Тем не менее, в экстренных случаях телемедицина позволяет принять верное решение до прихода «очной» помощи.
5. Расшифровка и рекомендации
Дистанционная медицина прекрасно работает, когда пациенту уже проведено обследование и дело осталось за расшифровкой его результатов и назначениями.
В теории всё звучит многообещающе-оптимистично. А на практике многое зависит от того, «кто сегодня дежурит», то есть от специалиста, оказывающего дистанционные услуги. Сегодня в РФ телемедицинские консультации проводят только коммерческие организации. Как выбрать онлайн-клинику и дистанционного врача?
Пять правил для тех, кто в тренде
1. «Лицо» компании, оказывающей дистанционные услуги, — сайт в интернете. Изучите его, прежде чем заказать консультацию. На сайте должны быть указаны ФИО докторов, их специализация, категория, а также название медицинской организации, оказывающей дистанционные услуги.
2. Проверьте, входит ли выбранная клиника и доктор в Федеральный реестр медицинских организаций и медработников, оказывающих телемедицинские услуги.
3. Сохраняйте данные о всех назначениях, полученных в дистанционной клинике. Это позволит защитить свои права в случаях, если услуга будет оказана некачественно.
4. Внимательно ознакомьтесь с тем, что входит в оказываемую онлайн-услугу и какие гарантии предоставляет клиника.
5. Помните — диагностика удаленно не проводится, и в телемедицинские клиники нужно обращаться уже после первичного очного обследования. Исключение составляют случаи, когда необходимы рекомендации по оказанию экстренной доврачебной помощи.
В будущем планируется развивать телемедицинские технологии в рамках ОМС.
Ну а пока флагман нововведений — коммерческие организации, которые предоставляют пациенту платную возможность получить консультацию специалистов практически любого уровня. Остается только выбрать врача, нажать на кнопку и — получить результат.
Марина Поздеева
Фото Marco VDM/Фотобанк "istockphoto"