Дети XXI века: особенности и подходы к воспитанию

  • 26.06.2025
  • 41
  • Время чтения: 9 минут
Читать статью Дети XXI века: особенности и подходы к воспитанию

Раздел: Про психологию

Что бы ни происходило вокруг, какие бы события ни творились в стремительно меняющемся мире, одной из главных проблем человека остаётся вопрос взаимоотношений отцов и детей. Разбираемся, что же такого особенного есть в детях, родившихся в нынешнем веке, почему порой так сложно их понять, и главное, как сохранить родительскую психику и вырастить хороших людей. 

Главная цель воспитания

В чём смысл родительства, какая главная задача стоит перед нами? Правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый находит его путём проб и ошибок через личный родительский опыт. Я лишь поделюсь, к каким выводам пришла сама, воспитывая сыновей и изучая психологию. 


​Мне бы хотелось, чтоб мои мальчишки выросли достойными, добрыми и самостоятельными людьми. Мне важно, чтоб они научились брать ответственность за свою жизнь и благополучие своих близких на себя. Чтобы на них можно было опереться более слабым членам семьи. Чтобы они нашли своё дело, реализуясь в котором, обеспечили бы себе и своей семье достойный уровень жизни. 

Вроде ничего сверхъестественного. Того же хотели взрослые от своих детей и сто лет назад. Но дело в том, что сегодня родительство превратилось в задачку со звёздочкой, потому что главная проблема у детей XXI века как раз с ответственностью и самостоятельностью.

Ребёнок XXI века: какой он?

Говоря о детях XXI века, мы подразумеваем поколение Z, так называемых зумеров, и поколение Альфа. Поделюсь тем, что наблюдаю в личном родительском опыте и в своей психологической практике.  

Первое, что бросается в глаза: эти дети чуть ли не с рождения умеют пользоваться гаджетами. Они интуитивно осваивают взаимодействие с современными технологиями, будто эта опция прописана в их базовых настройках. В очень сжатые сроки происходит практически полное слияние ребёнка и гаджета. Они с ними почти не расстаются. 


С одной стороны, данный процесс очень удобен родителям, ведь ребёнок так легко занимает сам себя, давая взрослым возможность жить своей насыщенной жизнью. Кроме того, раннее освоение технологий гарантирует конкурентное преимущество в будущем: получая доступ к неограниченной информации, ребёнок развивается семимильными шагами. Так, мой десятилетний сын помогает мне решить проблемы с телефоном и ноутбуком буквально за считаные минуты. Мне бы на это понадобилось не менее часа. 

Но у этих «плюшек» есть негативные последствия, которые и сформировали особенности современных детей. 

Последствие первое: избыток информации

Человеческий мозг развивается постепенно. Информация, которую получает малыш, должна быть тщательно отфильтрована, чтоб его развитие шло по задуманному природой плану. Вы ведь не будете показывать трёхлетнему малышу фильм «Рембо»? Даже к мультфильмам, которые вы демонстрируете ребёнку, нужно относиться осторожно и критически, задаваясь вопросом, чему учится во время просмотра малыш. 

Но с момента, когда в его руке оказался гаджет, на ребёнка обрушивается поток информации, которую его мозг не в состоянии «переварить». Просто ещё не развиты те зоны, которые за это отвечают. В отсутствие родительского контроля полученные из Интернета данные могут вызвать страх, злость, отвращение, тревогу. Гремучий коктейль даже для взрослого, что уж говорить о незрелой детской психике. 

В результате детская тревожность растёт. Психика становится расторможенной и гиперактивной, диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности) звучит всё чаще. 

Вы слышали, что такое клиповое сознание? Это вид мышления, когда человек воспринимает информацию в виде коротких фрагментов и отрывистых образов. Окружающий мир видится фрагментарно, в виде несвязанных явлений. Человек начинает мыслить узко, он легче поддаётся на уловки маркетологов, им проще манипулировать. А как же причинно-следственные связи, как же взаимосвязь всего происходящего в мире? Такое мышление — плата за информационное изобилие. 

Последствие второе: замкнутость и одиночество

Современным детям всё сложнее дружить, находить себе близких по духу людей, с которыми можно строить близкие отношения. Раньше ребёнка начинали воспитывать двор и улица с момента его первого самостоятельного выхода на прогулку. Он учился отстаивать границы, держать удар, защищать слабого, взаимодействовать в детском разношёрстном коллективе. Теперь его воспитывают компьютерные игры, блогеры-миллионники, страницы соцсетей. 


Дети сравнивают себя не с ребятами со двора и одноклассниками, а с миллионами более успешных людей. Как результат, чувство неполноценности, беспомощности и одиночества. И отсутствие настоящих друзей. 

Да, порой получается ненадолго найти компанию, в которой можно «подружить» против кого-то или посудачить о чём-то запретном. Но при первых же проблемах это ненадёжное сообщество распадается, и ребёнок снова остаётся один. 

Третья проблема: инфантилизация 

Дети всё реже принимают самостоятельные решения: каким спортом заниматься, какие кружки посещать, как проводить свободное время — всё это за них решают родители и другие значимые взрослые. Вы можете возразить, что нынешним детям ничего не нужно, и если дать слабину, они вообще всё время будут бездельничать. У современных детей действительно часто отсутствуют цели. 

Если не дать им возможность самостоятельного выбора, они в будущем просто не справятся с жизнью без нашей помощи. Увы, мы растим людей, которые во взрослых ситуациях будут вести себя по-детски. 

Четвёртая проблема: ожидание похвалы

Дети XXI века ждут положительного подкрепления всегда и везде. Им необходима похвала, чтоб выполнять даже элементарные действия. Сдвиг с внутренней мотивации на внешнюю я рассматриваю как негативное явление. Всё-таки организовывать себя человек должен сам без внешних стимуляций похвалой. 


​Да, обращать внимание на успехи ребёнка важно и нужно, но делать это надо грамотно. Вместо «молодец» покажите ему, что вы заметили его усилия: «Я вижу, как ты старался, мне очень нравится результат!» И помните, что сравнивать ребёнка с другими детьми — это предательство по отношению к нему. Допустимо сравнение только с ним самим, каким он был и каким он стал. 

Пятая проблема: отсутствие критического мышления

Это важное качество по-настоящему взрослого и самостоятельного человека. Но обилие, легкодоступность и неограниченность информации привели к тому, что дети перестали взвешивать на внутренних весах, а правда ли это или, может, ложь. Интернет даст ответ на любой вопрос, формируя ценности и мировоззрение. 

Дети воспринимают весь информационный поток за чистую монету. Представляете, какое поле для продаж! А ведь от скольких бед может уберечь человека развитая критичность: она делает личность практически неуязвимой перед мошенниками и непорядочными людьми. 

Шестая проблема: искривление человеческих ценностей

На первое место у детей XXI века выходят «лёгкие» деньги. В ответ на вопрос «о чём ты мечтаешь?» всё чаще можно услышать о желании больших и лёгких денег, которые не надо зарабатывать. 

Современные дети мечтают о совсем не детских вещах. Они грезят о наследстве умершего богатого родственника или удачном браке с богатым человеком. Простые человеческие ценности, такие как честность, порядочность, трудолюбие, целеустремлённость, становятся всё менее важными. 

В чём нуждаются современные дети?

Ответ на этот вопрос звучит так же, как и сто лет назад: им жизненно необходима наша безусловная любовь, забота, искреннее внимание и участие в их жизни. И конечно же, время, наше родительское время. Можно ограничиваться формальным вопросом «как дела в школе?», получая в ответ «нормально». А можно искренне поинтересоваться:

  • что тебя сегодня порадовало?

  • а что огорчило?

  • что было самым интересным?

  • встреча с кем наполнила душу теплом?

И задать ещё миллион вопросов, позволяющих лучше понять и узнать самого дорогого человека на свете. 

Что делать родителям?

Начните с честного ответа на вопрос: нравится ли вам ваш ребёнок?

Мы все (или почти все) любим своих детей. Но не всем нравятся их дети: этот какой-то бездарный, а вот тот плохо учится, у этого мне не нравится причёска, а эта одевается безвкусно… А теперь вспомните: когда вы были влюблены по-настоящему, вам было важно, какие успехи в учёбе у вашего возлюбленного, какая у него причёска и одежда? Вот и наши дети нуждаются в таком искреннем родительском интересе, в этой трепетной радости совместного бытия. И вернуть этот интерес в отношения — задача взрослых. 


Ищите точки соприкосновения с ребёнком: попробуйте вникнуть в его интересы, поиграйте в его компьютерные игры, послушайте его музыку. Даже если одна из сотни композиций вам понравится и вы скажете об этом своему чаду, вы увидите, какой свет зажжётся в его глазах.  

Любое совместное занятие, будь то настолка, поход, пикник, катание на велосипеде, да просто бой подушками, будет значительным вкладом в будущее, которое настанет 50 лет спустя. Казалось бы, такая мелочь, но сложно её переоценить. 

Перестаньте быть аниматорами для детей, дайте им время поскучать — в этот момент происходят очень важные психологические явления: ребёнок учится слышать и понимать себя, выбирать себе достойное занятие. Главное здесь — противостоять искушению сунуть в руки чаду гаджет, когда слышите: «Мама, мне скучно!»

Поддерживайте связь поколений! Ребёнку важно знать, какая огромная у него семья, сколько людей на свете искренне его любят. Поощряйте общение с бабушками-дедушками, с тётями-дядями. Пусть они рассказывают семейные истории, напитывая ребёнка этой крепкой связью прошлого с будущим. Устройте семейный просмотр старых альбомов с фотографиями. Расскажите о каждом, кто там запечатлён. Ваше дитя появилось на свет в том числе благодаря этому человеку. 

Искренне желаю каждому из нас воспитывать детей с интересом и удовольствием. Ответ на вопрос о том, каким будет мир через много-много лет, находится в сегодняшнем дне. 

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант, автор и ведущая тренингов для детей и взрослых. Её девиз: «Ребёнок никогда не проблема, ребёнок всегда шанс!»

Фото: StockPlanets, filadendron, dolgachov, martin-dm, fizkes, AnnaStills / Фотобанк istockphoto
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про психологию

Товары по теме:

  • .
    Помогуша сироп детский успокоительный 100 мл для детей с 3-х лет
    133
  • .
    КАНГАВИТЕС С ВИТАМИНОМ С ДЛЯ ДЕТЕЙ
    1 058
  • .
    КУСАЛОЧКА РЫБИЙ ЖИР ДЛЯ ДЕТЕЙ ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ КАПСУЛЫ
    395
  • .
    ДОППЕЛЬГЕРЦ KINDER ГЛИЦИН+ВИТАМИНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3 ЛЕТ СО ВКУСОМ АПЕЛЬСИНА
    727
  • .
    ВИТАМИН D3 ДЛЯ ДЕТЕЙ
    136
  • .
    NOW ВИТАМИН D3 400 МЕ В КАПЛЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    1 308
  • .
    МУЛЬТИВИТАМИННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ СО ВКУСОМ ФРУКТОВ И ЯГОД
    1 136
    +40 витаминок за отзыв
  • .
    ОТ А ДО ЦИНКА ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7ЛЕТ
    883
  • .
    МУЛЬТИВИТАМИНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    461
  • .
    ДЕТСКИЕ ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ ВИТАМИНЫ 3+ СО ВКУСОМ ВИШНИ
    234
  • .
    МУЛЬТИВИТАМИННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3 ЛЕТ ЭКОЛАБ
    329
  • .
    АКВИОН ВИТАМИН С ДЛЯ ДЕТЕЙ
    616
  • .
    МУЛЬТИВИТАМИНЫ ИММУНО 4+ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    495
  • .
    ИММУНО-КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ
    275
Поделиться:

Читайте также

Читать статью Самовыражение подростков через внешность: стоит ли бить тревогу?
Самовыражение подростков через внешность: стоит ли бить тревогу?

Как родителям относиться к зелёным волосам сына-подростка или пирсингу 14-летней дочери?

Читать статью Поколения X, Y, Z: мы такие разные, но всё-таки мы вместе
Поколения X, Y, Z: мы такие разные, но всё-таки мы вместе

Можно ли решить проблему отцов и детей и как понять представителей других поколений?

Читать статью Мой трудный подросток
Мой трудный подросток

Почему с ними так тяжело и как счастливо существовать на одной территории с ребёнком в пубертате?

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...