Эмпатия: с рождения до школы

  • 24.02.2016
  • 145
  • Время чтения: 6 минут

Раздел: Про психологию

Под эмпатией в психологии понимается способность почувствовать или представить эмоциональное состояние другого человека. Эта способность позволяет людям лучше понимать друг друга и успешнее взаимодействовать. Эмпатия определяет качество человеческих взаимоотношений и эффективность социального развития общества в целом. Она состоит из двух совершенно независимых компонентов, которые имеют различную анатомическую репрезентацию в головном мозге.


Первый компонент — эмоциональная, или аффективная эмпатия. Попросту говоря, это способность ощутить боль другого человека как свою. Недостаточное развитие этого компонента может привести к «эмоциональной тупости» и, в крайних случаях, к социопатической психопатии. Этот феномен часто наблюдается у серийных убийц и палачей.

Второй компонент — когнитивная эмпатия, или способность понять точку зрения другого, как говорят англичане: «залезть в его ботинки». Плохое развитие этой способности характерно для аутизма, синдрома Аспергера и других подобных расстройств (первый компонент у этих пациентов, как правило, не страдает). Впрочем, не обязательно быть аутистом, чтобы не понимать других людей. Иногда виной всему элементарное отсутствие надлежащего образования и воспитания, а также нежелание работать над собой.

В рамках этой статьи ограничимся рассмотрением первого эмоционального компонента эмпатии. Уж слишком часто СМИ публикуют вести о жестоких убийствах в экономически благополучных российских семьях. Похоже, пора нам всерьез подумать, так ли мы воспитываем наших детей? Как говорил Шекспир: «Неладно что-то в датском королевстве...».

Способность к сопереживанию заложена у младенцев с рождения. Уже через несколько часов после рождения большинство детей реагирует собственным плачем на плач других детей. Это так называемый «реактивный плач». Если ваше чадо в таких ситуациях сохраняет «олимпийское» спокойствие, это не повод радоваться. Наоборот, стоит обратить особое внимание на эмоциональное развитие ребенка.


Как будем развивать эмоциональную эмпатию?

1. С первых дней жизни ребенка и до появления связной речи

Будем играть с малышом, улыбаться ему как можно чаще и стараться получить его улыбку в ответ. Обязательно тискать его и вообще всячески с ним баловаться. Говорить ему разные глупости и добиваться таких же глупостей в ответ. Успокаивать, когда ему плохо, и всячески поддерживать в стремлении к элементарной самостоятельности. Строить гримасы и получать гримасы в ответ.

За все это в головном мозге вашего ребенка отвечают специальные «зеркальные нейроны». У некоторых детей таких нейронов больше, у других — меньше, но в любом случае «зеркальные навыки» прекрасно развиваются. Было бы желание заниматься с ребенком.

2. С появления связной речи до начальной школы

Учим малыша словам, определяющим различные эмоций. Начинаем с самых простых и понятных состояний: радость, страх, гнев, огорчение, удивление, отвращение и т. д.
Говорим: «Мама радуется» — и делаем соответствующее лицо. Объясняем, почему «мама радуется». Сами испытываете трудности с выражением эмоций? Ничего страшного — становимся вместе с ребенком напротив зеркала и занимаемся «актерским мастерством». Наконец, есть картинки с эмоциями, которые можно рассматривать вместе, объясняя причины, по которым персонажи могли рассердиться, обрадоваться, испугаться…

Неплохо будет попытаться нарисовать «Радость папы по поводу вкусного ужина»! Можно потренировать ребенка оценивать ваше настроение по телефону — хотя бы просто определить, радуетесь вы или грустите. Занятия музыкой также прекрасно развивают эмоциональную сферу детей. Имейте в виду, что эти простые упражнения — ключ к развитию будущего эмоционального самоконтроля.

Читайте также:
Развитие когнитивной эмпатии

Можно и нужно отработать доступные «успокоительные» методы, такие как глубокое дыхание при вспышках гнева или обиды, «досчитать до 10, прежде чем что-то сделать при сильных эмоциях», и т. п. Также следует научить ребенка умению по возможности контролировать эмоции окружающих его людей. Будущая социальная успешность вашего сына или дочери зависит не столько от того, как хорошо он или она овладеет компьютером, а насколько они смогут устанавливать эмоциональные связи с другими людьми. Научатся договариваться — все в жизни будет в порядке. В том числе и в личной жизни.

3. Школьный период

В школе у вашего ребенка будет великолепная практическая возможность развивать эмоциональную эмпатию, взаимодействуя со сверстниками. Обязательно делайте с ним вместе краткий «разбор полетов» после школы (оснований для эмоциональных переживаний будет предостаточно).

Увы, далеко не все родители стремятся воспитать чутких понимающих людей. Часто в школу приходят «бульдоги», которых папы натаскивали на умение «постоять за себя», т. е. при любой возможности кидаться в драку, кусаться и душить одноклассников. Поверьте — это не шутка, и меня неоднократно просили организовать занятия по самообороне для первоклашек! Да и не все учителя бывают адекватны. Школа — это вообще место, куда часто приходят взрослые, чтобы реализовать свою ущербную потребность контролировать других людей. И маленький человек — самый подходящий для этого объект.

Посмотрите вместе со своим ребенком сериал «Обмани меня». Прекрасный способ узнать о более тонких проявлениях эмоций. Теория «микроэмоций» Экмана не решает всех насущных школьных проблем, но уж точно научит более внимательному взгляду на возможные изменения в поведении окружающих.

«Микроэмоции» — это короткие проскальзывания истинного эмоционального состояния человека. Нечто вроде «утечки скрытой эмоциональной информации». Бывает, что ребенок говорит вам: «Он меня ударил ни с того ни с сего!». Это означает, что жертва не заметила важный переход в эмоциональном состоянии оппонента и за это крепко поплатилась.

В интернете есть достаточное количество онлайн-тестов по развитию понимания различных эмоций, в том числе и микроэмоций. Потренируйтесь вместе с ребенком. Это не только полезно, но и попросту интересно.

Резюме: Работа по развитию эмоциональной эмпатии необходима для того, чтобы человек мог адаптироваться в социальной среде и безопасно получать от жизни максимум благ. Только на основе понимания эмоциональных состояний можно эффективно договариваться, поскольку решения всегда принимаются при участии эмоций, а не исключительно на основании логических аргументов.

Сергей Боголепов

Фото thinkstockphotos.com

Фото Colin Maynard/Priscilla Du Preez 🇨🇦/unsplash.com

Раздел: Про психологию

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Что день грядущий мне готовит: как перестать бояться будущего?
Что день грядущий мне готовит: как перестать бояться будущего?

Разбирается, из-за чего люди боятся будущего, к каким последствиям может привести этот страх и как от него избавиться.

Читать статью Хочу быть блогером: как перестать бояться камеры?
Хочу быть блогером: как перестать бояться камеры?

Разбираемся, почему люди стесняются говорить на камеру, а некоторые испытывают настоящий ужас даже от мысли о совместной фотографии с друзьями

Читать статью Как перестать бояться мужчин?
Как перестать бояться мужчин?

Разбираемся, почему женщины избегают отношений с противоположным полом, а также рассказываем о существующих методах решения проблемы.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...