Почему мы можем пройти мимо чужой беды?

  • 15.09.2022
  • 8605
  • 1
  • Время чтения: 6 минут
Читать статью Почему мы можем пройти мимо чужой беды?

Раздел: Про психологию

Наверняка каждый видел, как прохожие равнодушно обходят лежащего на земле человека, нуждающегося в помощи. Возможно, вы и сами проходили мимо с чувством пронзительного стыда, а после задавали себе вопрос, как так получилось, ведь вы вроде как человек добрый и ответственный. Разбираемся, что такое плюралистическое невежество, принцип социального доказательства и эффект свидетеля. 

Помочь должен… кто-то другой

Поздно вечером 13 марта 1964 года на жительницу Нью-Йорка Китти Дженовезе было совершено нападение. Всего в нескольких метрах от входа в дом незнакомый мужчина дважды ударил девушку ножом. В этот момент кто-то из соседей открыл окно и крикнул, чтобы нападающий оставил девушку в покое. Но практически тут же окно захлопнулось, а преступник, испугавшись, убежал. Китти была жива, но никто не вышел на улицу, чтобы ей помочь. Ни один человек не позвонил ни в полицию, ни в скорую. Через пятнадцать минут преступник вернулся, опасаясь, что выжившая девушка сможет его опознать, и в течение получаса наносил ей удары ножом. 

Как показало расследование, минимум десять человек были свидетелями совершающегося преступления.

С подобным равнодушием полицейские сталкивались не раз, но именно с убийства Китти Дженовезе начались длительные психологические исследования феномена, названного синдромом Дженовезе или эффектом свидетеля. Считается, что этот случай стал поводом для создания службы спасения 911. 

Эффект свидетеля, синдром Дженовезе, эффект постороннего — психологическое явление, проявляющееся в том, что люди, ставшие свидетелями чрезвычайной ситуации, не пытаются помочь пострадавшим. Оказалось, вероятность того, что кто-то начнёт оказывать помощь, тем ниже, чем больше равнодушных наблюдателей у происходящего. Каждый считает, что помочь должен кто-то другой. И наоборот, если у чрезвычайной ситуации один очевидец, он понимает, что, кроме него, помочь некому, и ведёт себя гораздо решительнее.

Есть ещё два психологических явления, которые также влияют на действия людей по отношению к тем, кто нуждается в помощи:

  • принцип социального доказательства, когда люди не могут определиться с выбором действий в сложной ситуации. Они предполагают, что окружающие лучше знают и ориентируются в происходящем, и считают их поведение образцом для подражания;
  • плюралистическое невежество, которое заключается в том, что мозг свидетеля подкидывает готовые решения: наверное, лежащий на земле человек пьян, и даже если ему плохо, кто-то уже совершенно точно помог и вызвал скорую. 

Беда в том, что все остальные, оглядываясь вокруг и видя невозмутимые лица окружающих, делают такие же выводы.

Это не я, это мозг виноват 

Всё вышеописанное не говорит о том, что мы с вами жестокие и равнодушные люди. Наш мозг является самым энергозатратным органом в человеческом организме. И он постоянно пытается на чём-то сэкономить: чтобы не перегружать себя обработкой лишней информации, мозг создаёт шаблоны, которыми и объясняются описанные выше явления.     

Но опасны они не только тем, что в трудный момент человек может оказаться без элементарной помощи. Угрожают они и в ситуациях, когда, оглядываясь на толпу, легко сделать неверный вывод и бездействовать (либо действовать неадекватно), подвергая свою жизнь опасности. 

Учёные провели эксперимент «Пожар в комнате». Испытуемый, находясь в помещении в одиночестве, выполнял психологические тесты. Через вентиляционные отверстия начинал проникать едкий дым, постепенно заполняя комнату. 75 % испытуемых в подобной ситуации покидали помещение и звали на помощь. Потом учёные изменили условия эксперимента: испытуемый был в комнате не один, несколько человек, предупреждённых об эксперименте, находились рядом. При появлении дыма они никак не реагировали, будто ничего и не происходит. И только 10 % испытуемых покидали помещение, остальные же думали, что, видимо, органы чувств их подводят и нет повода для паники. 

Механизм действия данных психологических явлений крайне прост:

  1. Чтобы реагировать на ситуацию, её надо заметить. Человек в коллективе полагается на остальных и не замечает изменений вокруг. Когда человек один, его мозг сканирует пространство и реагирует на изменения.
  2. Человеку необходимо оценить критичность ситуации, чтобы начать действовать или же бездействовать. Если никто не оценивает ситуацию как критическую, значит, всё идёт должным образом. Никто не хочет прослыть паникёром. 
  3. Если у преступления один свидетель, он осознаёт свою единоличную ответственность за исход происходящего и действует или бездействует, опираясь на свои личные моральные принципы. Если же свидетелей несколько, ответственность размазывается на каждого из них, и чем больше народу, тем ниже она у каждого отдельного человека.
  4. Необходимость всё-таки принять решение о помощи редко приводит к конкретным действиям, так как человек, видя отсутствие реакции у других, впадает в ступор.
  5. Даже если свидетель решает помочь, начать решительные действия крайне сложно, когда окружающие не проявляют никакого интереса к происходящему. 

Как не остаться без помощи в критический момент

С детства приучайте детей к единоличной ответственности за происходящее с ними. Воспитывайте внутренний стержень у ребёнка, поощряйте опору на личную точку зрения, даже если она расходится с вашей. Учите выделяться из толпы, иметь собственное мнение. Рассказывайте об описанных в статье явлениях. Возможно, в вашей жизни есть примеры их проявления. Поделитесь ими с ребёнком, даже если ваша роль в описываемых событиях далека от идеала. Честность в отношениях гораздо важнее идеальности. 

Если же вы попадёте в ситуацию, когда окружающие не будут готовы оказать вам помощь, следующие советы могут оказаться полезными: 

  1. В первую очередь важно персонализировать призыв о помощи. Кричать «на помощь» бесполезно, зовите конкретного человека. «Девушка в зелёном берете, помогите, прошу вас». 
  2. Закон джунглей «мы с тобой одной крови, ты и я» работает не только в дикой природе. Люди чаще оказывают помощь своим, нежели чужим. Нужно найти что-то общее с человеком, от которого вы ждёте помощи. «Я тоже люблю зелёный цвет», «Ваши глаза напоминают мне глаза моей мамы».  

Наша психика устроена таким образом, что стоит одному неравнодушному человеку склониться над лежащим на земле, взяв на себя ответственность за признание ситуации критичной, как тут же к нему присоединяются другие люди, стремящиеся помочь. 

Я искренне желаю нам всем не попадать в подобные невзгоды ни в качестве жертвы, ни в качестве свидетеля, но надеюсь, что если подобное произойдёт, мы не пройдём мимо, не побоимся оказаться тем неравнодушным первым, от которого, возможно, зависит чья-то жизнь. 

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Фото: © lacheev / © nikolaev / Фотобанк Фотодженика
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про психологию

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Скоро экзамены: советы для детей и родителей, которые помогут пройти испытание
Скоро экзамены: советы для детей и родителей, которые помогут пройти испытание

Психолог даёт рекомендации, помогающие снизить волнение и страх перед ЕГЭ, который испытывают не только подростки, но и взрослые.

Читать статью Что день грядущий мне готовит: как перестать бояться будущего?
Что день грядущий мне готовит: как перестать бояться будущего?

Разбирается, из-за чего люди боятся будущего, к каким последствиям может привести этот страх и как от него избавиться.

Читать статью Хочу быть блогером: как перестать бояться камеры?
Хочу быть блогером: как перестать бояться камеры?

Разбираемся, почему люди стесняются говорить на камеру, а некоторые испытывают настоящий ужас даже от мысли о совместной фотографии с друзьями

1 комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
Гость
4 октября 2022 в 14:16
В 1980 году эксперимент проводил Дэниел Батсон "Принстонский эксперимент: «Добрый самаритянин». Интересно.