Адаптация детей с ДЦП в обществе

  • 07.03.2023
  • 2487
  • Время чтения: 11 минут
Читать статью Адаптация детей с ДЦП в обществе

Раздел: Про детей

С каждым годом тенденция к рождению малышей с данным заболеванием растёт. Сейчас детский церебральный паралич встречается с частотой 2–2,5 случая на 1000 малышей.

Возможна ли адаптация?

Детский церебральный паралич — состояние неизлечимое. Задача родителей и специалистов состоит не в том, чтобы вылечить ребёнка, а в том, чтобы помочь компенсировать имеющиеся дефекты и научить его жить с имеющимися нарушениями в обществе. 

Адаптировать таких детей вполне возможно, особенно при лёгких и средних степенях тяжести неврологических нарушений. В проведении восстановительных мероприятий участвуют педагоги, реабилитологи и врачи различных специальностей. Благодаря ежедневной работе многие дети с диагнозом «ДЦП» ходят в школу, поступают в университеты, а затем успешно находят работу.

Какие бывают методы реабилитации детей с ДЦП?

Адаптация к социуму проходит при помощи различных методов реабилитации. Выделяют следующие направления:

Ребенку с ДЦП делают массаж

  • физиотерапия: лекарственный электрофорез, тепловые процедуры, электростимуляция повреждённых мышц, компрессионный массаж, токи Дарсонваля, лечебное питание, ванны, гидромассаж, магнито- и магнитовибротерапия;
  • кинезитерапия: лечебная гимнастика (групповая, индивидуальная, пассивная, активная), дыхательная гимнастика, малоподвижные/подвижные игры, специальная терапия БОС;
  • лечебный массаж;
  • технические средства и тренажёры: шведская стенка, ортопедический мяч, подвесные ложементы для облегчения движений, ходунки, брусья, специальные тренажёры;
  • рефлексотерапия, мануальная терапия, логотерапия, коррекционная педагогика, трудотерапия, музыкотерапия, иппотерапия, арт-терапия, занятия с психологом, методы сенсорной коррекции.

Конечно, для осуществления и облегчения реабилитационных мероприятий проводится ещё и медикаментозная терапия. Назначаются симптоматические препараты, такие как:

Так как у некоторых больных страдают зрение и слух, могут быть прописаны очки и слуховые аппараты для коррекции этих важных для адаптации функций. Иногда пациентам требуется хирургическая помощь для устранения фиксирующих контрактур и других патологических состояний, причиняющих боль и мешающих развиваться в двигательном плане. 

Как организовать жизнь ребёнка с ограниченными возможностями?

Целью всех мероприятий по адаптации ребёнка является развитие умственных способностей (внимание, мышление, планирование, речь, письмо, чтение) и навыков самообслуживания.

Приучаем к самостоятельности

Главное в работе с ребёнком, страдающим ДЦП, — позволить ему делать что-то самому. Стимулируйте малыша самостоятельно вставать, поднимать упавшие предметы и т. д. В дальнейшем это поможет ускорить развитие навыков и работы мозга. 

Реабилитация ребенка с ДЦП

Чтобы у малыша появилась мотивация, нужно понять, что ему интересно, что он любит. На начальном этапе выяснить это сложно. Поэтому нужно пробовать разные игры, рисование, процесс кормления, купания и т. д. Глядя на реакцию маленького человека, можно понять его пристрастия и интересы, чтобы в дальнейшем именно их использовать для мотивации.

Создаём адаптированную среду 

Чтобы ускорить развитие ребёнка с ограниченными возможностями, нужно создать для него подходящую и комфортную среду обитания. То есть следует максимально адаптировать быт. Для этого существуют различные приспособления, которые нужны в первую очередь для безопасности, а во вторую — для стимуляции развития навыков.

На сегодняшний день существуют следующие приспособления:

  • адаптированные предметы повседневного использования (столовые приборы: изогнутые ложки, вилки, приборы с фиксатором к руке на липучке или резинке, чашки-непроливайки, письменные принадлежности с фиксацией, коммуникаторы);
  • адаптация среды (поручни, пандусы, подъёмники, ступени с поручнями, сиденья-насадки, накладки для мебели);
  • технические средства для позиционирования (подушки, модули, подставки для ног, липучки) и перемещения (диск, доска, подъёмник, коляска, скользкая простыня, ходунки, вертикализаторы).

Но также можно вносить небольшие изменения в уже существующие приспособления. Например, если малыш любит рисовать, но не может держать ручку пальчиками, дайте ему толстый маркер или смонтируйте ручку потолще для более уверенного захвата. Также можно:

  • использовать липучки для фиксации стаканов на столе, чтобы они не падали;
  • установить поручни там, где ребёнок ежедневно передвигается;
  • удалить порожки, которые мешают передвигаться по квартире в ходунках или коляске;
  • использовать вертикальные поверхности (дверь, стена) для творчества, например, рисования;
  • сделать специальные подставки для ног, чтобы разгрузить мышцы спины ребёнка, когда он сидит за столом;
  • зафиксировать ложки или пишущие предметы на кисти при помощи липы, чтобы ребёнку было легче ими пользоваться.

Формируем круг общения 

Для социальной адаптации не менее важным моментом является сплочение семьи. Ребёнок должен участвовать в совместном приёме пищи и помогать в семейных делах. 

Дети играют

Обязательно обеспечьте ему возможность общения с другими детьми. Для этого нужно посещать детские реабилитационные центры, детские площадки и другие места, где ребёнок может взаимодействовать со своими сверстниками. 

Соблюдаем режим 

Важной частью реабилитации является режим. Весь день должен быть расписан по часам: приём пищи, прогулка, тренировки, игры, занятия на тренажёрах, посещение специализированного центра для детей с ограниченными возможностями, купание и т. д. 

Режим позволяет подготовить ребёнка к тому или иному действию, будь то купание, трапеза или игра. Также он учит чувствовать время хотя бы на примитивном уровне: завтрак должен ассоциироваться с утром, обед — с днём, а ужин — с вечером.  

Что нужно знать при подготовке ребёнка с ДЦП к школе?

Работа с двигательными функциями автоматически стимулирует когнитивные способности. Читать и писать начинают учить немного позже, когда ребёнок уже умеет держать в руке предметы, понимать окружающих и говорить.

Ребенок с ДЦП сидит за школьной партой

При правильной организации реабилитации ребёнок с ДЦП может поступить в школу. Требования для поступления следующие:

  • отсутствие низкого интеллекта;
  • отсутствие сенсорных нарушений;
  • развиты навыки самообслуживания;
  • способность хотя бы одной руки к манипуляциям;
  • разборчивая речь. 

Школа является своеобразным этапом подготовки к трудоустройству. Если на протяжении обучения ухудшений в состоянии нет, то человек с ДЦП вполне может устроиться на работу. 

Занимаясь реабилитацией ребёнка с ДЦП, нельзя опускать руки. Нужно помочь ему влиться в этот мир, развить инстинкт самосохранения, навыки самообслуживания и интеллектуальные способности, чтобы он не чувствовал себя ущербным. Это трудоёмкий процесс, к которому нужно морально подготовиться, но при правильном подходе успех не заставит себя ждать. 

Здоровья вам и вашим детям! 

Источники:

  1. Яковлева, Ю. Я. Реабилитация детей с детским церебральным параличом / Ю. Я. Яковлева // Студенческий науч. форум : мат-лы XI Междунар. студен. науч. конф. — 2019.
  2. Батышева, Т. Т. Детский церебральный паралич : актуальное обозрение / Т. Т. Батышева, О. В. Быкова, Е. М. Тюрина, А. В. Виноградов // Доктор.ру. — 2012. — № 5 (73).
  3. Ткаченко, Е. С. Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы : обзор / Е. С. Ткаченко, О. П. Голева, Д. В. Щербаков, А. Р. Халикова // Мать и дитя в Кузбассе. — 2019. — № 2 (77).
  4. Лучанинова, В. Н. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом / В. Н. Лучанинова, С. В. Осмоловский, Т. И. Бурмистрова // Фундаментальные исслед. — 2011. — № 9-3. — С. 431–434.
  5. Аймакаева, М. М. Коррекция неврологических нарушений у детей с диагнозом ДЦП : литератур. обзор / М. М. Аймакаева, А. Е. Тлеукулова // Молодой учёный. — 2016. — № 29 (133). — С. 197–200. 
  6. Зюков, И. М. Особенности реабилитации пациентов с ДЦП / И. М. Зюков // Физиотерапия, бальнеотерапия и реабилитация. — 2018. — № 17 (4).
  7. Батышева, Т. Т. Детский церебральный паралич: современные представления о проблеме : обзор литературы / Т. Т. Батышева, О. В. Быкова, А. В. Виноградов // Русский мед. журн. — 2012.
  8. Асланова, С. Р. Социальная адаптация при детском церебральном параличе / С. Р. Асланова // Преподаватель XXI век, коррекционная педагогика. — 2016.
  9. Гудилина, Е. В. Развитие самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых, адаптация в современном мире подростка с ДЦП / Е. В. Гудилина. // Молодой учёный. — 2016. — № 3 (107). — С. 805–808.
  10. Павлова, О. С. Особенности социальной адаптации подростков с ДЦП в условиях интегрированного обучения / О. С. Павлова // Концепт. — 2016. — Т. 20. — С. 61–65.
  11. Масалиева, Ж. А. Социально-педагогический подход к детям с ДЦП в условиях инклюзии / Ж. А. Масалиева, М. М. Мауленкул, Б. Т. Керимбек // Студенческий науч. форум : мат-лы IX Междунар. студен. науч. конф. — 2017.
  12. Таранчук, А. А. К постановке вопроса о социальной адаптации детей с ДЦП / А. А. Таранчук, Н. Третьякова // Студенческий науч. форум : мат-лы XV Междунар. студен. науч. конф. — 2023.

Автор: Наталья Грушина, врач-педиатр, медицинский журналист. Основным направлением её работы является детское питание и детские болезни. Считает, что главная задача родителей — сохранить здоровье ребёнку, дать ему любовь и счастье, а остального он добьётся сам!

Фото © olesiabilkei / © barselona_dreams / © AndrewLozovyi / © olesiabilkei / Фотобанк Фотодженика
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Раздел: Про детей

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!
Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!

Врач-педиатр рассказывает, что такое расстройство экспрессивной речи и что поможет поставить диагноз.

Читать статью Антигистаминные препараты для детей: когда, что и сколько?
Антигистаминные препараты для детей: когда, что и сколько?

Врач-педиатр подготовила обзор антигистаминных препаратов и объяснила, что и в каком возрасте разрешено принимать детям во время аллергии.

Читать статью Ночное кормление: сколько раз и нужно ли будить ребёнка?
Ночное кормление: сколько раз и нужно ли будить ребёнка?

Врач рассказывает о важности ночного кормления грудничков, а также о его влиянии на стимуляцию и поддержание лактации.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...