Дети «без кожи»

  • 23.11.2021
  • 3629
  • 1
  • Время чтения: 9 минут
Читать статью Дети «без кожи»

Раздел: Про детей

«Чувствительная душа – это роковой дар небес. Тот, кто наделён ею, становится игрушкой стихии», – писал Лион Фейхтвангер. Помните принцессу из сказки Андерсена? Даже сквозь толщу перин она почувствовала крохотную горошину. И это не вымысел сказочника.

Вы когда-нибудь видели детей, которые чувствуют каждую ворсинку на одежде, каждый шовчик или крохотную этикеточку и снова и снова просят их переодеть? А замечали, как вроде бы уже и не маленький ребёнок среди шумного праздника и веселящихся детей прячется за маму и отказывается контактировать с аниматорами? Так и хочется повесить ярлык и сказать, что он избалован, застенчив или капризен. Но не спешите: этим деткам и так сложно в нашем слишком ярком и шумном мире. Давайте лучше разберёмся в их особенностях и постараемся понять, как же им помочь.

Как отличить каприз от высокой чувствительности?

Причина высокой чувствительности не в погрешностях воспитания и характера, а во врождённой особенности нервной системы, которая и делает ребёнка чрезвычайно восприимчивым к внешним раздражителям. Оказалось, что доля таких людей составляет 15–20 % . Американский психолог Элейн Эйрон, которая и ввела термин «высокочувствительный», предложила тест, который поможет определить, капризничает малыш или же является особенным. Если ответов «верно» 13 и более, с большой вероятностью это означает высокую чувствительность ребёнка: 

  • ребёнок легко пугается;
  • жалуется на колючую одежду, швы на носках или этикетки;
  • обычно не в восторге от больших сюрпризов;
  • лучше воспринимает сдержанные замечания, чем серьёзные наказания;
  • кажется, читает мысли взрослых; 
  • использует сложные для его возраста слова; 
  • замечает тончайшие запахи; 
  • обладает хорошим чувством юмора; 
  • обладает хорошей интуицией; 
  • трудно засыпает после бурного дня; 
  • трудно переносит перемены в жизни;
  • просит сменить одежду, если она мокрая или в песке; 
  • задаёт много вопросов; 
  • перфекционист; 
  • замечает чужие беды;
  • предпочитает тихие игры; 
  • задаёт глубокие, заставляющие задуматься вопросы;
  • очень чувствителен к боли; 
  • беспокоится в шумных местах; 
  • замечает нюансы (переставили мебель, новая причёска или одежда у мамы); 
  • размышляет, безопасно ли это, если собирается залезть высоко; 
  • выступает лучше, если рядом нет незнакомых людей; 
  • глубоко чувствует и переживает. 

Понять таких детей сложно. То, что для нас нормально, для них слишком. Слишком громко, слишком ярко, слишком запашисто, слишком неудобно. С такими детками с рождения много хлопот: они плохо спят, плохо едят, всё время просятся на ручки. И родители, уставая, раздражаясь и срываясь, ещё больше усугубляют проблему. 

Почему так происходит?

Для оптимального функционирования нашему мозгу необходимо отсеивать 95–97 % информации, поступающей из внешнего мира. То есть работа мозга заключается в отсеивании лишнего, а не в концентрации внимания на главном. Основной помощник в этом – система регулирования сенсорной информации, она ограждает мозг от лишнего, ненужного. В её задачи входит:

  • отфильтровывать шумы, чтоб выделить чёткий сигнал;
  • обращать внимание на базовые потребности организма: голод, жажду, усталость, желание сходить в туалет;
  • защищать от всего, что может причинить боль;
  • держать привязанность (взаимоотношения с близкими взрослыми) в приоритете;
  • защищать от тревожности и ранящих воспоминаний. 

Но бывает так, что эта система совсем слабая или вообще дисфункциональная. Тогда мозг получает избыточно много информации и начинает работать с перебоями. Отсюда и вытекает высокая чувствительность, а порой и гиперчувствительность нервной системы (при дисфункции системы регулирования). В этом случае мозг переполнен сигналами. А значит:

  • шумы избыточны;
  • нет защиты от тревоги и болезненных воспоминаний;
  • базовые потребности остаются без внимания;
  • нет тяги к основным привязанностям, нет осторожности там, где необходимо. 

Гиперчувствительность лежит в основе широкого круга проблем, включая аутизм. Аутисты убегают от родителей, не чувствуют голод, жажду, потребность сходить в туалет. Ребёнок как будто живёт без «психологической кожи». Защитные системы мозга получают двойной удар, когда не работает система регулирования сенсорной информации, и могут включиться деперсонализация, защитное доминирование и защитное отчуждение.

При деперсонализации детки склонны привязываться к предметам, ритуалам, вымышленным персонажам и к животным. Они могут привязаться к какой-то характеристике человека, а не к нему самому.

При защитном доминировании дети тянутся к контролю и перехватыванию инициативы. Они требуют, чтобы за ними было последнее слово, и хотят быть в курсе всего. Они могут стремиться к лидерству и демонстрации превосходства. Таким деткам очень трудно зависеть от кого бы то ни было.  

При защитном отчуждении дети сопротивляются взгляду, прикосновению, объятиям. Их вниманием сложно завладеть и ими трудно управлять. Они склонны держать дистанцию и иногда убегать. Они могут казаться отсутствующими или недоступными, не поддерживают близость там, где должна быть привязанность. 

Почему же система фильтрации даёт сбой? Наверняка не знает никто, есть лишь предположения, что играет роль наследственность, пренатальный опыт и сам процесс родов.

Родителям тоже непросто

Часто родителей таких малышей посещают мысли, что не о таком ребёнке и не о такой жизни они мечтали. Они боятся не справиться. В психологии развития всё это называется словом «тщетность». И чтобы помочь себе, необходимо в первую очередь найти свои слёзы тщетности и оплакать несбывшиеся мечты. Ведь плакать полезно всем! Это позволит психике разгрузиться и с новыми силами приступить к решению задач. Канадский психолог Гордон Ньюфелд писал: «Наше счастье находится по ту сторону слёз, которые мы ещё не пролили».

Важно быть в отношениях с ребёнком по-настоящему взрослым. Это значит, что родители отвечают за всю стимуляцию, которую получает ребёнок. Они становятся его «кожей» и берут на себя функцию системы фильтрации сенсорной информации. Начните со следующих простых шагов:

  • наденьте на него наушники в шумном месте или уведите его оттуда (а лучше вообще не водите туда, где будет слишком много шума);
  • носите в сумочке воду, перекус и сменную одежду на все случаи жизни, чтобы вовремя накормить, напоить или переодеть ребёнка;
  • купите ему удобную одежду.

Нужно всегда быть на одной стороне с ребёнком, несмотря на его отличия и сложности поведения: принимайте его уникальность, не подталкивая к «норме». Очень важно в общении с такими детками избегать любого разделения. Если есть необходимость расстаться, даже при посещении детского сада, крайне важно выстраивать мостик между расставанием и встречей. Например, дать ребёнку свою фотографию или платочек, пахнущий вами. Можно сказать: «Представляешь, как мы обнимемся вечером, придём домой и вместе приготовим ужин, а потом будем читать твою любимую книжку».

Нужно быть терпимее к проблемному поведению ребёнка, не забывая, что ему крайне сложно себя контролировать. Помните про слёзы тщетности? Ребёнку тоже нужно проливать их, облегчая участь работающей на пределе психики. Высокочувствительным детям слёзы необходимы, и просто чудесно, если есть человек (в идеале мама), в любящих руках которого можно безопасно эти слёзы пролить. 

Работайте не над проблемой высокой чувствительности, а над отношениями. В центре внимания должна быть привязанность ребёнка к родителям. 

Дайте ребёнку возможность свободно играть. В игре защиты мозга ослабевают, освобождая дорогу исцелению и восстановлению. Истинная игра не имеет никакой цели, кроме, собственно, самого процесса. Самозабвенно играющий ребёнок исцеляет себя сам.

Помните: высокая чувствительность не диагноз, это вариант нормы. Поэтому не нужно ремонтировать и менять ребёнка. Он не сломан, с ним всё в порядке. Просто его воспитание – это задачка со звёздочкой.

Автор: Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Фото depositphotos.com 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции 

Раздел: Про детей

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!
Ребёнок плохо говорит? Проверьте его на моторную алалию!

Врач-педиатр рассказывает, что такое расстройство экспрессивной речи и что поможет поставить диагноз.

Читать статью Антигистаминные препараты для детей: когда, что и сколько?
Антигистаминные препараты для детей: когда, что и сколько?

Врач-педиатр подготовила обзор антигистаминных препаратов и объяснила, что и в каком возрасте разрешено принимать детям во время аллергии.

Читать статью Ночное кормление: сколько раз и нужно ли будить ребёнка?
Ночное кормление: сколько раз и нужно ли будить ребёнка?

Врач рассказывает о важности ночного кормления грудничков, а также о его влиянии на стимуляцию и поддержание лактации.

1 комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
Аноним
23 ноября 2021 в 19:07
Спасибо! Хорошая статья . Только жаль немного поздно прочитала . В детстве моя дочь была один в один как в статье .Если бы тогда я знала об этом раньше , я не считала бы это ее капризами.