«Доктор, нам нужна справка для домашнего обучения! Ребёнок больше не может учиться в школе, читать не может, все над ним смеются…» И такое бывает на приёме у педиатра. Хотя диагноз «дислексия» не совсем по его части.
Что такое дислексия?
Дислексия — это когда ребёнку крайне трудно даётся чтение, хотя явных причин для этого нет и с возрастом это не проходит. Ребёнок умный, хорошо видит и слышит, у него нет серьёзных неврологических и психических заболеваний и травм. На слух он легко воспринимает любую информацию, а вот книга — злейший враг. Ему сложно не только читать текст, но и понимать прочитанное.

Иногда рука об руку с дислексией идёт и дисграфия — трудности с письмом, многочисленные ошибки в словах. И это не лень. Не безграмотность. Всё дело в особенностях работы мозга.
По статистике, дислексия есть у 5–10 % детей школьного возраста (это в среднем один-два ребёнка-дислексика на каждый школьный класс). В международной классификации болезней МКБ-10 она находится в разделе «Расстройства психологического развития», код F81.0 «Специфическое расстройство чтения».
Причины и природа дислексии
Точные причины развития дислексии неизвестны. Но есть данные, что её суть во врождённом нарушении работы отдельных участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи. Такие изменения учёные обнаружили благодаря функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Для компенсации проблемы у дислексиков во время чтения активируются другие участки мозга, которые обычно в этом процессе не участвуют. И делают это, как могут. С перестановкой и отзеркаливанием букв, пропуском и смешением слов.
Большую роль играет и наследственность. Так, если у одного из монозиготных близнецов есть симптомы дислексии, то и у второго они будут с вероятностью от 80 до 100 %. В случае с дизиготными близнецами этот показатель варьируется от 38 до 52 %. Поэтому семейная история важна при диагностике этой особенности.
Симптомы дислексии
Обычно первые признаки родители и педагоги замечают у детей ближе ко второму-третьему классу школы. Дислексикам трудно даётся чтение, и они его всячески избегают.

Должно насторожить, если заметите у ребёнка больше трёх пунктов из этого списка:
- он читает намного хуже, чем его сверстники, и не может сдать норматив по технике чтения;
прочитывает и записывает слова задом наперёд;
постоянно пропускает слова или целые фразы в тексте, сам того не замечая;
во время чтения отдельных слов переставляет в них буквы местами;
не замечает те буквы и знаки, которые расположены в левой части страницы;
ему трудно узнавать буквы и соотносить их со звуками;
звуки ему тоже сложно распознавать и отличать друг от друга, особенно если речь о парных буквах;
плохо запоминает буквы и новые слова, может делать одни и те же ошибки, несмотря на повторение материала.
В поведении тоже могут быть особенности. Например, ему сложно сосредоточиться, он постоянно всё теряет и забывает. Сложно осваивает то, что связано с балансом или мелкой моторикой: езда на велосипеде, застёгивание пуговиц, лепка из пластилина. Плохо ориентируется в пространстве, путает право и лево, рискует заблудиться. Может, персонаж «рассеянный с улицы Бассейной» был именно дислексиком? Уж очень похож.
Диагностика и виды дислексии
Диагностикой дислексии обычно занимаются нейропсихологи, логопеды и неврологи. Дополнительно ребёнка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Заподозрить проблему могут педагог, школьный психолог, педиатр или сами родители. К сожалению, знания о дислексии даже среди специалистов носят мозаичный характер, поэтому часто именно родители первыми замечают проблему. А потом делятся знаниями с теми, кто оказался в похожей ситуации.

Нейропсихологи и логопеды проводят тесты, которые помогают не только поставить диагноз, но и определить вид дислексии. Есть шесть основных видов, которые могут проявляться изолированно или сочетаться между собой. Разберём, как они выглядят на практике.
1. Фонематическая:
- ошибки связаны с путаницей в звуках и звуковом восприятии текста;
- ребёнок не различает похожие звуки и может заменять их друг на друга: яйцо/яйсо, спица/спитса, белка/пелка;
- пропускает при чтении согласные, если их много в одном слове: стамеска/тамека, слезть/леть и т. д.;
- вставляет лишние гласные между согласными: пускали/пусакали;
- переставляет звуки и слоги, а то и вовсе их пропускает: отпор/топор, велосипед/ловипед.
2. Семантическая дислексия:
- ребёнок читает правильно и без ошибок, но не понимает смысла текста;
- не улавливает связь между словами;
- не может пересказать текст.
3. Аграмматическая:
- неправильные окончания: чистый тарелка, возле дорогу, машина промчался;
- проблемы с согласованием числа, рода и падежа: мама весёлое, чашки красный;
- эти ошибки ребёнок допускает и в устной речи, и при письме.
4. Мнестическая:
- ребёнок не связывает звук с визуальным образом буквы и из-за этого часто путает звуки при чтении вслух;
- рандомно заменяет звуки в словах, смешивает и пропускает их при чтении;
- плохо запоминает названия букв.
5. Оптическая:
- путает внешне похожие буквы: Б/Ь, В/Р, Т/Г, Х/К, П/Н, Р/Ь, В/З, Д/Л, Х/Ж и т. д.;
- смешивает и заменяет их друг на друга при чтении;
- отзеркаливает буквы: е/э, с/е, с/э, Я/R;
- может читать задом наперёд.
6. Тактильная:
- появляется у незрячих и слабовидящих детей при чтении азбуки Брайля;
- симптомы дислексии частично те же: пропуск букв и слогов, перескакивание с одной строки на другую, трудность пересказа.
Как лечить дислексию?
Этот вопрос часто звучит в кабинетах и на форумах. Хотя именно лекарства назначают далеко не всем, и то в составе комплексной терапии. Например, препараты из группы ноотропов.

Основа лечения — тренировка и компенсация тех функций, которые страдают у конкретного ребёнка. Этим занимаются логопеды, дефектологи и нейропсихологи. И особенно важна поддержка родителей, близкого окружения и школьных педагогов. У детей с дислексией часто занижена самооценка, а с чтением и письмом связано много страхов. Понадобится уйма терпения и любви, чтобы помочь ребёнку реализовать свой потенциал.
Можете рассказать ему, какие известные люди страдают дислексией, как они преодолевали трудности. А их немало: Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Томас Эдисон, Уолт Дисней, Чарли Чаплин, Владимир Маяковский, Стив Джобс, Билл Гейтс, Фёдор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз.
Где получить помощь?
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры)
Детей с дислексией направляют на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Это никак не ограничивает их возможности в будущем, они смогут заниматься любым видом деятельности. При этом на время обучения в школе будут определённые поблажки.
Детям должны адаптировать школьную программу с учётом их вида дислексии, а также каждую неделю выделять пять часов на занятия с логопедом и психологом. Если в школе нет логопеда, то помощь окажут в ППМС-центре.
Во время сдачи ЕГЭ детям с дислексией положены дополнительные полтора часа на каждый экзамен. Аттестат они получают стандартный, как и все. При этом итоговую аттестацию за 9-й и 11-й класс они имеют право проходить по облегчённому варианту.
Бесплатная онлайн-диагностика логопеда и нейропсихолога в Ассоциации родителей детей с дислексией
Это некоммерческая организация, которую создали инициативные родители.
Коммерческие центры психолого-педагогической помощи
Главное, что нужно ребёнку с дислексией, — любовь, поддержка и занятия со специалистом. Именно в таком порядке. Тогда никакие ограничения и особенности не станут помехой для самореализации.
Источники:
1. Ассоциация родителей детей с дислексией.
2. Дислексия и дисграфия как причины снижения школьной успеваемости : учеб.-метод. пособие / под науч. ред. Д. З. Ахметовой. — Казань : изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2021.
3. Заваденко, Н. Н. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения / Н. Н.Заваденко, М. В.Румянцева // Русский журнал детской неврологии. — 2008. — Т. III. — № 1. — С. 3–9.
4. Сурушкина, С. Ю. Дислексия как мультидефицитарное расстройство / С. Ю. Сурушкина, Е. А. Яковенко, Л. С. Чутко, М. Д. Дидур // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2020. — № 120 (7). — С. 1–7.
5. Dyslexia / S. B. Sulkes ; Golisano Children’s Hospital at Strong. — University of Rochester School of Medicine and Dentistry.
6. Magnetic resonance imaging findings for dyslexia : a review / A. Elnakib, A. Soliman, M. Nitzken, M. F. Casanova [et al.] / J Biomed Nanotechnol. — 2014. Oct. 10 (10): 2778–805.
Автор: Анастасия Кривошеева, врач-педиатр, окончила Ивановскую государственную медицинскую академию
Фото: damircudic / LightFieldStudios / Sasiistock / bymuratdeniz / Choreograph / ljubaphoto / Фотобанк istockphoto
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции