Интернет – это плохо или хорошо? Вы можете отличить честных блогеров от мошенников? Как считаете, можно сплетничать в мессенджерах о своих друзьях? Насколько велика вероятность, что эта информация станет достоянием общественности? Как думаете, сколько роликов в TikTok можно посмотреть без ущерба для психического здоровья? А вы рассказывали детям, как отличить конструктивную критику от манипуляций и травли? Где проходит тонкая грань между фото в купальнике и интимным изображением, которое не стоит выкладывать в интернете?
В запасе у меня сотни подобных вопросов. Ответить на них не каждому взрослому под силу. Что уж говорить о детях. Но всем нам придётся признать: наступил век технологий. И это факт. Это не плохо и не хорошо, просто так есть. А интернет – это явление, которое мы не можем отменить. Остаётся только научиться им безопасно пользоваться, желательно во благо.
Зависимость от гаджетов – больше, чем детская шалость
Каждый из нас в этом мире либо пользователь, либо потребитель. Потребитель бездумно поглощает всё, что ему предлагают. Пользователь видит подводные камни и осознанно пользуется технологиями в своих целях.
Наша родительская задача – научить ребёнка пользоваться гаджетами для обучения и развития. Но для начала неплохо было бы самим так осознанно осваивать технологии. В противном случае есть риск зависимости от виртуального мира, которую исследователи ставят в один ряд с алкогольной и наркотической. А всё потому, что механизм их возникновения очень схож, а последствия не менее разрушительны.
Нейрофизиологи провели ряд экспериментов, в которых участвовали люди со сформированной зависимостью от гаджетов. Оказалось, что у них те же необратимые изменения в тех же зонах мозга, что и у наркоманов.
Некоторые зависимости более социально приемлемы, другие совершенно недопустимы и даже уголовно наказуемы. Зависимость от гаджетов воспринимается как детская шалость, но она более опасна, чем кажется на первый взгляд.
Не верите? А давайте проверим. Ниже я перечислю признаки зависимости (любой), где диагностическим критерием является наличие трёх и более пунктов:
- Постоянное повышение «дозы», ослабление эффекта со временем.
- Ухудшение уровня жизни: расстройство внимания, пренебрежение важными делами, личной гигиеной, приёмами пищи, реальным общением.
- Невозможность остановиться или запланировать окончание процесса, контролировать отведённое время и дозу. Зависимость занимает всё доступное время и зачастую – финансовые ресурсы.
- Чувство раздражения при необходимости прерваться, агрессия к близким, синдром отмены.
- Непреодолимая тяга к данному занятию.
- Несмотря на осознаваемый вред, зависимость продолжает присутствовать в жизни человека.
Ну как, результат радует?
К несчастью, большинство из нас подвержены зависимостям, и львиную долю в них занимает зависимость от гаджетов.
Чем опасны гаджеты для детей?
На физическом уровне: происходит снижение активности, замедление метаболизма, ухудшение зрения, осанки, иммунитета.
На ментальном уровне: развивается дефицит внимания, концентрации, нет места фантазии, умению решать нестандартные задачи, ухудшение памяти, отсутствие интереса к учёбе.
На эмоциональном уровне: низкий уровень эмоционального интеллекта, неразвитые социальные навыки и эмпатия.
На духовном уровне: ценности диктует не семья, а кумиры соцсетей, не развивается критическое мышление.
Чем позже мы передадим ребёнку ответственность за гаджеты, тем лучше. Сам себя контролировать в этом вопросе он не может, даже если уже выше нас ростом и говорит густым басом.
Какие признаки должны насторожить родителей?
- Ребёнку трудно оторваться от гаджета.
- Он не может ничем себя занять без гаджета.
- Происходит взрыв агрессии при попытке родителей ограничить экранное время.
- Виртуальное общение предпочитает реальному.
- Нет интереса к учёбе, даже к тем предметам, которые любил раньше.
- Нет увлечений и хобби вне виртуального мира.
Статистика приводит тревожные цифры. Средний школьник 8–18 лет проводит треть жизни во сне, треть – в школе, и оставшуюся треть – в интернете. Изменить эту ситуацию можем только мы, родители. При условии, что вытащим головы из песка.
По роду деятельности я часто бываю в школах. Наблюдая за поведением детей на переменах, практически везде вижу одну картину: они утыкаются в экраны гаджетов, и даже громкий звонок на урок с трудом вырывает их из виртуального мира.
Мой вам совет, волевым усилием принимайте на школьных советах решение о запрете на гаджеты в учебное время.
Факторы риска развития зависимости:
- Нет доверительных отношений с родителями.
- Нет живого общения со сверстниками.
- Неуспешность в школе.
- Неуверенность в себе, страх ошибиться.
В следующий раз я расскажу о способах, которые помогут вам научить ребёнка соблюдать цифровую гигиену.
Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант
Фото depositphotos.com
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Геннадий Николаевич