Думаю, в первой части я вас достаточно напугала, и теперь самое время обсудить, что же делать, чтобы проблемы, связанные с гаджетами и интернетом, не коснулись наших детей.
Виртуальная зависимость ребёнка – ответственность родителей!
Самое главное – ограничьте экранное время. Специалисты подсчитали, что более-менее безопасно следующее количество:
- 7–12 лет – 30 минут в день;
- 12–14 лет – 1 час в день;
- 14–18 лет – 1,5 часа в день.
Один день в неделю устраивайте цифровой детокс для всей семьи. Сделайте это законом, который будут неукоснительно исполнять все – и дети, и взрослые. Ведь существует столько прекрасных семейных занятий, которые помогут увлекательно провести всем вместе этот чудесный день. Заодно укрепите отношения с самыми близкими людьми.
По опыту общения с подростками на тренингах по интернет-безопасности могу вам с уверенностью сказать: абсолютное большинство детей ловко обходят родительские запреты на ограничение экранного времени.
Тут главное – не пустить этот вопрос на самотёк. Дети проводят в гаджетах столько времени, сколько им позволяют взрослые. И если ваше чадо сутки напролёт находится в виртуальном мире, то это не его проблема, а ваша.
Придумайте, как контролировать своего ребёнка. Пусть играет в гаджетах только в вашем присутствии и при открытых дверях его комнаты. В крайнем случае, есть отличные приложения для родительского контроля, которые позволят понять, как, где и сколько времени провёл ребёнок в интернете.
Чтобы отобрать гаджет, нужно что-то дать взамен!
Я ни в коем случае не призываю вас идти с детьми на конфликт и шантажом, угрозами и насилием вырывать из их рук «каку». Учитесь договариваться, общаться с детьми на языке фактов и лишь в крайнем случае пользуйтесь родительской диктатурой. Имейте в виду, просто отобрать гаджет не получится, нужно что-то дать взамен. Здорово, если это будет ваше время, качественно и интересно проведённое с ребёнком.
Если ваш ребёнок ещё не вступил в жёсткий пубертат, экранное время лучше проводить вместе с ним. Бывает, что сложившаяся ситуация не позволяет сделать это, тогда хотя бы просто будьте в курсе, в какие игры он играет (они имеют возрастной ценз), каким блогерам внимает и в каких соцсетях зарегистрирован. Помните, как только гаджет попал в руки ребёнка, вы перестаёте быть его главным воспитателем. Теперь жизненные ценности ему транслируют кумиры YouTube.
Будьте подписаны на аккаунты своего ребёнка в соцсетях, смотрите вместе с ним ролики, слушайте его любимую музыку. Но забудьте про критику – это путь в никуда. Только доброе внимание, конструктивный диалог, во время которого двое по очереди выслушивают друг друга и стараются понять. Рассказывайте ему истории из вашей жизни о том, что и вам было больно, страшно, стыдно, одиноко. Это поможет наладить контакт с подрастающей личностью. И тогда у вас будет шанс первыми узнать, в какую опасную историю может попасть ребёнок, с какими странными предложениями он столкнулся в интернете и о чём отвратительном сейчас активно переписываются его одноклассники.
Доверие ребёнка не для слабаков!
Что бы ни происходило, какие бы проблемы ни валились, помните: ваши доверительные отношения с ребёнком всегда в приоритете. Их очень легко испортить и гораздо сложнее склеить.
Создавайте для него ситуации успеха в реальном мире. Виртуальная жизнь так притягательна как раз из-за возможности почувствовать себя победителем, из-за бесчисленных ситуаций, когда можно легко получить награду и одобрение.
Присматривайтесь к детям, помогайте им отыскивать бесценные сокровища их талантов. Предлагайте кружки и секции, где они смогут реализовать свои дарования в полной мере. Пусть дети познают незабываемый вкус успеха и победы в реальной жизни.
Да, дети часто легко загораются новым увлекательным хобби, и так же быстро интерес затухает. Это в порядке вещей: когда, если не сейчас, у них будет возможность попробовать себя и в художественном свисте, и в вязании крючком, и в ходьбе на ходулях, и ещё в сотне чудесных, развесёлых дел, на которые у нас, взрослых, совершенно нет ни сил, ни времени. Заранее договаривайтесь: если ребёнок начал заниматься в новой секции, он ходит туда три месяца, а потом решает, продолжать ли.
Прививайте любовь к чтению. Безусловно, начать стоит с себя и собственного примера интересной книги в руках. Ваше чадо не хочет видеть ничего, кроме отвратительных комиксов? Тоже не беда, пусть для начала читает хотя бы их. Вкус к хорошей литературе придёт с развитием навыка чтения. Если ребёнок ни в какую не соглашается проводить время с книгой, можно использовать подкуп: час читаешь – час играешь. Но это единственная область, в которой допустима подобная манипуляция. И ещё не факт, что она сработает.
Но в любом случае, прежде чем учить ребёнка цифровой гигиене, проверьте себя на зависимость от гаджетов. Для этого пройдите лёгкий, но познавательный тест.
10 признаков цифровой зависимости:
- Во время еды вы хоть раз достаёте телефон, чтобы написать сообщение или ответить на звонок.
- Вы смотрите более чем в один экран одновременно. Например, проверяете сообщения во время просмотра телевизора.
- Вы регулярно пишете сообщения без срочного повода при партнёре или члене семьи.
- Вы кладёте телефон рядом с кроватью и первым делом утром проверяете сообщения или почту.
- Вы берёте в кровать компьютер.
- У вас уже были ссоры с близкими по поводу использования гаджетов.
- Вы пишете сообщения за рулём.
- Вы никуда не ходите ради развлечения.
- Вы никогда не выключаете телефон.
- Когда вы проводите время вместе (едите, едете куда-либо и т.д.), каждый смотрит в свой гаджет.
Ну что, сколько у вас положительных ответов?
Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант
Фото depositphotos.com
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции