Нобелевская премия-2015: ДНК и паразиты

  • 12.10.2015
  • 46
  • Время чтения: 4 минуты

Раздел: Авторские колонки

В этом году Нобелевский комитет присудил не одну, а целых две премии за открытия, связанные со здоровьем человека: «нобелевку» по медицине и физиологии разделили трое ученых, занимающихся изучением и лечением паразитарных заболеваний, а по химии — еще трое, сумевших независимо друг от друга описать механизм репарации самой главной молекулы в теле человека — ДНК.

«Химия — основа жизни»

Попробуем оценить значение последнего «химического» открытия. Есть теория, согласно которой «ненаследственных» болезней не существует. То есть любая поломка в организме человека хотя бы отчасти определяется его генетикой. А раз так — почему бы нам, подобно программистам, не научиться находить эти ошибки в коде и исправлять их до того, как они проявят себя — в виде тяжелого заболевания, связанного с обменом веществ, или раковой опухоли?

К счастью, наш организм в большинстве случаев справляется с подобными поломками самостоятельно: в этом и состоит суть репарации, т.е. «ремонта» молекулы ДНК. И теперь, благодаря биохимикам шведу Томасу Линдалу, американцу Полу Модричу и турку Азизу Санкару, у нас появился шанс научиться вовремя корректировать те ошибки, которые организм по каким-то причинам «не заметил».

По словам Нобелевского комитета, их работа будет иметь колоссальное значение в лечении онкологических заболеваний.

«Нобель» и политика

Теперь вернемся к премии, присужденной за медицину. Нобелевский комитет нередко упрекают в том, что выбор лауреатов имеет политическую подоплеку: в большинстве случаев это связано с наградами за содействие в области установления мира во всем мире и литературные достижения.

Тем не менее все равно не совсем понятно, почему ученые из Европы и США получают «нобелевку» статистически гораздо чаще, чем исследователи из стран Азии и России. Оправдывать это разным уровнем научного прогресса уже не имеет смысла, тем более что речь идет в том числе и об игнорировании работ ученых — иммигрантов из России и Азии, работающих в университетах и лабораториях на Западе.

Но в этом году справедливость была отчасти восстановлена: наряду с ирландцем Уильямом Кэмпбеллом Нобелевскую премию получили японец Сатоши Омура и китаянка Юю Ту. Не менее необычна и отрасль, достижения в которой заслужили высокого поощрения, — речь идет о паразитологии. Ведь в последние годы комитет гораздо чаще обращает внимание на работы, связанные с открытиями в области тех или иных биохимических механизмов. Кроме того, заболевания, лекарства от которых нашли новые лауреаты, незнакомы большей части населения Северной Америки и Европы: речь идет о «речной слепоте», слоновой болезни и малярии.

«Призрачная» угроза… половине мира

ThinkstockPhotos-146735290.jpg

Конечно, от паразитарных заболеваний страдают жители всего мира. Однако наиболее опасные разновидности этой группы болезней характерны для стран, находящихся в экваториальном и субтропическом поясах: к ним относятся Бразилия, Индия, Китай, Саудовская Аравия, государства Центральной Африки и т.д. Жертвами паразитических червей и малярийного плазмодия, переносчиками которого являются комары, ежегодно становятся несколько миллионов человек: эту цифру можно сопоставить с количеством солдат, ежегодно погибавших во время Второй мировой войны. При этом до 90 % случаев заражения малярией — главной убийцы человечества среди паразитарных болезней — приходится на детей в возрасте до 5 лет.

Понять, насколько далеки мы от этого кошмара, можно по одному лишь факту: на территории России не зарегистрировано ни одного лекарства, содержащего артемезинин — это то самое вещество, впервые полученное доблестной Юю Ту, которое стало основой для всех современных препаратов, убивающих малярийный плазмодий! Они просто не нужны нам, вечно жалующимся на суровый климат, в то время как для многих жителей Африки и Азии данные медикаменты являются главной надеждой на выздоровление.

Пока жители индустриальных стран ищут лекарства от «болезней благополучия» — инфарктов, инсультов, сахарного диабета и рака, — другая половина мира буквально сражается с природой. Полностью победить паразитарные заболевания практически невозможно: жизненный цикл возбудителей и их переносчиков тесно связан с водной средой, проще говоря, с реками, без которых людям не выжить. И лишь современные профилактические и лекарственные препараты способны склонить чашу весов этой борьбы в пользу человечества.

Нобелевская премия — всегда хороший повод для размышлений о масштабах научного прогресса и самых главных человеческих ценностях. Я бы сказала, что в этом году основной рефрен, который следует услышать каждому, звучит так: «Мир намного больше, чем мы думаем, и нельзя ограничивать свое мировоззрение лишь маленькой территорией вокруг себя». Давайте подумаем над этим вместе.

Ольга Кашубина

Фото: wikipedia.org, thinkstockphotos.com, коллаж Алины Траут

Раздел: Авторские колонки

Поделиться:

Читайте также

Читать статью Как работает система вакцинации в США
Как работает система вакцинации в США

…и можно ли отказаться от прививок из-за философских убеждений?

Читать статью Эшелоны жизни
Эшелоны жизни

Как во время Великой Отечественной войны санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов.

Читать статью Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально
Чего психолог не должен делать никогда, а что — совершенно нормально

Психолог Евгения Дашкова рассказывает про этику специалистов помогающих профессий.

Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв.
К данной статье пока нет ни одного комментария. Вы можете стать первым...